Сценарий сюжетно-ролевой игры "Космос"


Сценарий сюжетно–ролевой  игры « Космос»
(для детей подготовительной к школе  группы)

Автор-составитель: М. В. Коновалова /воспитатель/

Задачи:
1. Учить выбирать тему для игры, опираясь на знания различных источников, распределять роли по справедливости.
2. Способствовать развитию творческого воображения детей в игре через самостоятельную подготовку атрибутов и развитие сюжетной линии.
3. Формировать положительные взаимоотношения детей в игре при выполнении попеременно 2 – 3 – 4 роли.
Предварительная работа.
Ø Познакомить детей  с «Географическим атласом » под ред. И.К. Жданова, раздел: «Солнечная  система».
Ø Рассматривание  фотоальбома  «Летчики – космонавты СССР».
Ø Рисование «В космос на ракете»  (как выглядит космос глазами детей).
Ø Просмотр мультфильма «Тайна третьей планеты» К. Булычева.
Ø Коллективная работа «Карта звёзд и планет» (по этой карте штурман космического  корабля прокладывает путь к другим планетам).
Ø  Знакомство детей с космической столовой, специфическими особенностями приёма пищи в невесомости.
Ø Организация сбора тюбиков для оформления космической столовой (дети и родители).
Ø Работа с родителями – поделки (ракеты, макет Солнечной системы, летающие тарелки и т.д.)
Ø Прослушивание космической музыки, звуков.
Атрибуты к игре. Скафандры для космонавтов, техническая аппаратура, панно «Космос», атрибуты космической столовой и медицинского кабинета, музыка космическая, запись сообщения, робот.
Руководство  игровой  деятельностью детей.
Помочь прочитать текст сообщения.
Экологическая катастрофа: что могло произойти?
Всё живое погибло на планете: отыскать воду и землю для посадки желудей.
Ход  игры:
1.     «Ребята, несколько минут назад, пока мы ждали гостей,  в наш детский сад принесли сообщение с космодрома  Байконур. Я его ещё не читала. Помогите мне» - воспитатель. ( Вместе читают сообщение)
« Как вы думаете,  что случилось на планете?» - воспитатель (ответы детей).
« Сами полетим в космос!» - дети.
«А что для этого нужно?» - воспитатель.
«Ракета, космонавты, конструкторы, радист, штурман, борт-инженер, повара, врач, тренер»- дети, при этом уточняют обязанности каждой роли.
2.     Распределение ролей:
Ведущий: «Без кого не может лететь космический корабль?»
Дети: «Без командира корабля».
Ведущий: « Кто из нас может быть командиром?» (дети выбирают)
Например: «Андрей хороший друг, с ним интересно играть, много знает, поднимает руку на занятиях»
Штурман (выбирает командир): с закрытыми глазами проложит путь, хорошо знает карты, умеет пользоваться компасом поможет в трудную минуту.
Инженер:  любит машины, разбирается в технике, любую машину может починить, зоркий глаз.
Радист: очень внимательный, у него хороший слух, слышит даже шепот, внимательно слушает воспитателя.
Конструктор: фантазёр, выдумщик, знает, как собрать любую машину, может из одной конструкции сделать другую, знает название всех деталей.
Тренер: любит бегать, прыгать, смелый, ловкий, может научить других.
Врач: умеет лечить, добрый, знает разные лекарства, всегда придёт на помощь, даст полезный совет.
Повар: любит вкусно готовить, знает разные овощи и фрукты, готовит различные блюда, использует много полезных рецептов.
Ведущий: «Ребята, вы помните, что на планете – экологическая катастрофа. Как Вы думаете, может быть, нам ещё какой-нибудь специалист пригодится?»
Дети: « Эколог».
Ведущий: « Чем он занимается? (ответы детей). Кого мы можем выбрать на эту роль? (воспитателя). А я справлюсь? Почему?»
3. Развитие сюжета:
Командир: «Давайте готовиться к полёту. Всем разойтись по местам»,
Игровые действия: конструкторское бюро самостоятельно устанавливают в ракете аппаратуру в отсеках (у радиста – рация,  наушники; у капитана – пульт управления, руль, рация; у штурмана – компас, пульт, телескоп, рация; у борт - инженера – компьютер, рация.)
Тренер:
а/ гимнастика под бубен «Мы зарядку очень любим»
б/ «барокамера» - лёжа с закрытыми глазами вдох-выдох: «Сейчас я досчитаю до трёх, и вы встанете».
Ведущий: «Теперь пройдёмте к врачу».
Врач: а/ проверяет готовность космонавтов (пульс, зрение температуру, слушает фонендоскопом);
 в/ проверка на невесомость: пройти по верёвочке
(Врач вручает карточку «К полёту готов».)
Командир приглашает всех в столовую.
Повара: а/ накрыли на стол.
б/ «Мы вас пропустим в столовую, если угадаете, из каких продуктов приготовлена наша еда: загадки (морковь, огурец, картошка, лимон, банан и др.)
в/ повара пропускают всех в столовую, угощают (ролевая речь социально-нравственной направленности).   
Командир: «Слушай мою команду. Всем собраться у ракеты. Я сейчас Вас познакомлю  с отсеками корабля.(сообщает кто и где разместиться.) Одеть  всем скафандры и занять свои места»
Командир: «К полёту готовы?»
Экипаж: «Готовы».
Командир: «Пристегните ремни!»
Борт инженер: «Запускаю двигатель!»
Командир: «Поехали. Возьмитесь за руки, сейчас начнутся большие  перегрузки, входим в плотные слои атмосферы, отошла первая ступень ракеты».
Борт инженер: « Скорость 3 метра в секунду».
Командир: «Отошла вторая ступень ракеты».
Борт инженер: « Скорость 6 метров в секунду».
Командир: « Отошла третья ступень ракеты».
Борт инженер: «Скорость 8 метров в секунду – это космическая скорость».
Командир: «Мы в космосе, отстегните ремни».
Игровые действия в полёте:
Командир. «Инженер – проверить исправность компьютера, следить за техникой. Конструкторы – собрать прибор обнаружения живых существ. Штурман – следить за курсом ракеты по карте. Врач – проверить здоровье экипажа.
Штурман: «Командир, впереди по курсу планета «Венера».
Командир: « Радист, запросите планету. Не случилось ли на ней чего-нибудь?»
Радист: « На планете всё в порядке. Нам пожелали счастливого пути!»
Экипаж: «Счастливого пути!»
Штурман: « Командир, вижу «Плутон»
Командир: «Радист, узнайте всё ли у них в порядке?»
Радист: «На планете «Плутон» всё спокойно. Они говорят нам:
«До свидания!»
Экипаж: «До свидания!»
Повар: «Командир, обед готов. Пора подкрепиться».
Командир: « Слушай мою команду. Переходим на автоматический режим управления. Прошу всех в столовую. Повара предлагают еду в космической упаковке, (ролевой диалог предполагает узнавание содержания упаковки + социально-нравственная направленность).
Командир: « Наш полёт продолжается – всем занять свои места».
Штурман: « Командир, впереди планета «Нептун».
Командир: «Будьте внимательны. Радист, узнайте всё ли в порядке на планете?»
Радист: « На планете «Нептун» происшествий нет. Нам желают доброго пути!»
Экипаж: «Счастливо!»
Радист: « Слышу позывные с планеты «Марс». Там беда!»
Штурман: «Приближаемся к планете»
Командир: «Внимание! Пристегните ремни. Мы приближаемся к «Марсу». Входим в зону метеоритов. Склоните голову к  коленям. Включаю торможение».  «Отстегните ремни. Мы приземлились на планету.
Приготовиться к высадке. Всем проверить скафандры. Готовы?»
Экипаж: « Да».
Командир: « Конструкторам взять приборы обнаружения живых существ. Все идем друг за другом. Нас могут ждать разные опасности. Пристегнитесь друг к другу. Вперёд!»
Обследовательские действия на планете
Конструкторы: « Вижу какой-то странный объект».
Командир: « Всем остановиться. Близко не подходить».
( робот – эколог)
«Земляне! Я приветствую Вас на нашей музыкальной планете. У нас случилась беда. Пролетела комета, прошёл метеоритный дождь и уничтожил всё живое. Остался один я – Робот-эколог – устаревшая конструкция. Помогите. Спасите планету. Я знаю, на вашей планете растут удивительные деревья - вековые дубы. Они долгожители, очищают воздух, дают пищу животным. Посадите эти деревья на нашей планете. Спасите планету! Спасибо, спасибо, спасибо».
Командир: « Надо помочь планете, но как? Что делать?»
Эколог: « У меня есть жёлуди. Я захватила их с земли».
Командир: « Но как мы их посадим, ведь на планете нет ничего, всё погибло?»
Экипаж: «  Можно поискать  землю и воду».
Командир: « Приказываю разойтись в разные стороны. Половина экипажа со мной, другие – со штурманом, связь держать по рации».
Штурман: « Командир, мы нашли воду».
Командир: « А мы нашли землю. Идите к нам, мы от Вас недалеко». «Врач, проверьте воду и землю  с экологом. Есть ли загрязнение?
Обследование
а/  температура – норма.
б/  вода и земля без запаха.
в/  внешний вид не изменён.
Врач: « Земля и вода пригодны для посадки».
Посадка желудей: Установка флажка с обозначением посадки и флаг России.
Командир: «Пора возвращаться на Землю, У нас заканчивается топливо.
 (прощаемся с роботом, обещаем прилететь и наблюдать за ростом желудей). Все за мной к ракете. Занять свои места. Пристегните ремни. К взлёту готовы?»
Экипаж: «Готовы».
Борт инженер: « Запускаю двигатель»
Штурман: « Смотрите сколько звёзд впереди».
Эколог: « А я вижу созвездие Большой медведицы».
(дети перечисляют созвездия, которые увидели на небе). Ребята, грустно улетать  от такой красоты.
Ведущий: Ребята мы с вами узнали много интересного, мир стал ближе.
Пусть мирное солнце над вами сияет,
Пусть звезды дорогу в ночи освещают.
Пусть радугой станет космический свет,
Прекрасней планеты Земли просто нет!

Комментариев нет:

Отправить комментарий