Сценарий сюжетно–ролевой игры « Космос»
(для детей подготовительной к школе группы)
Автор-составитель: М. В. Коновалова /воспитатель/
Задачи:
1. Учить выбирать тему для игры, опираясь на знания
различных источников, распределять роли по справедливости.
2. Способствовать
развитию творческого воображения детей в игре через самостоятельную подготовку
атрибутов и развитие сюжетной линии.
3. Формировать
положительные взаимоотношения детей в игре при выполнении попеременно 2 – 3 – 4
роли.
Предварительная
работа.
Ø Познакомить детей
с «Географическим атласом » под
ред. И.К. Жданова, раздел:
«Солнечная система».
Ø Рассматривание
фотоальбома «Летчики – космонавты
СССР».
Ø Рисование «В
космос на ракете» (как выглядит
космос глазами детей).
Ø Просмотр мультфильма «Тайна третьей планеты» К.
Булычева.
Ø Коллективная работа «Карта звёзд и планет» (по этой карте штурман космического корабля прокладывает путь к другим планетам).
Ø Знакомство
детей с космической столовой, специфическими особенностями приёма пищи в
невесомости.
Ø Организация сбора тюбиков для оформления космической
столовой (дети и родители).
Ø Работа с родителями – поделки (ракеты, макет Солнечной
системы, летающие тарелки и т.д.)
Ø
Прослушивание
космической музыки, звуков.
Атрибуты к игре. Скафандры для космонавтов, техническая аппаратура,
панно «Космос», атрибуты космической столовой и медицинского кабинета, музыка
космическая, запись сообщения, робот.
Руководство игровой
деятельностью детей.
Помочь
прочитать текст сообщения.
Экологическая
катастрофа: что могло произойти?
Всё
живое погибло на планете: отыскать воду и землю для посадки желудей.
Ход
игры:
1. «Ребята, несколько минут назад, пока мы ждали
гостей, в наш детский сад принесли
сообщение с космодрома Байконур. Я его
ещё не читала. Помогите мне» - воспитатель. ( Вместе читают сообщение)
«
Как вы думаете, что случилось на
планете?» - воспитатель (ответы детей).
« Сами полетим в космос!» -
дети.
«А что для этого нужно?» -
воспитатель.
«Ракета, космонавты, конструкторы,
радист, штурман, борт-инженер, повара, врач, тренер»- дети, при этом уточняют
обязанности каждой роли.
2. Распределение
ролей:
Ведущий:
«Без кого не может лететь космический корабль?»
Дети: «Без
командира корабля».
Ведущий: «
Кто из нас может быть командиром?» (дети выбирают)
Например: «Андрей хороший друг, с ним интересно играть, много
знает, поднимает руку на занятиях»
Штурман
(выбирает командир): с закрытыми глазами проложит путь, хорошо знает карты,
умеет пользоваться компасом поможет в трудную минуту.
Инженер: любит машины,
разбирается в технике, любую машину может починить, зоркий глаз.
Радист: очень внимательный, у него хороший слух, слышит даже
шепот, внимательно слушает воспитателя.
Конструктор: фантазёр, выдумщик, знает, как собрать любую машину,
может из одной конструкции сделать другую, знает название всех деталей.
Тренер: любит бегать, прыгать, смелый, ловкий, может научить
других.
Врач: умеет
лечить, добрый, знает разные лекарства, всегда придёт на помощь, даст полезный
совет.
Повар: любит
вкусно готовить, знает разные овощи и фрукты, готовит различные блюда, использует
много полезных рецептов.
Ведущий: «Ребята, вы помните, что на планете – экологическая
катастрофа. Как Вы думаете, может быть, нам ещё какой-нибудь специалист
пригодится?»
Дети: « Эколог».
Ведущий: « Чем он занимается? (ответы детей). Кого мы можем
выбрать на эту роль? (воспитателя). А я справлюсь? Почему?»
3. Развитие сюжета:
Командир: «Давайте готовиться к полёту. Всем разойтись по
местам»,
Игровые
действия: конструкторское бюро
самостоятельно устанавливают в ракете аппаратуру в отсеках (у радиста –
рация, наушники; у капитана – пульт
управления, руль, рация; у штурмана – компас, пульт, телескоп, рация; у борт -
инженера – компьютер, рация.)
Тренер:
а/
гимнастика под бубен «Мы зарядку очень любим»
б/
«барокамера» - лёжа с закрытыми глазами вдох-выдох: «Сейчас я досчитаю до трёх,
и вы встанете».
Ведущий: «Теперь пройдёмте к врачу».
Врач: а/ проверяет готовность космонавтов (пульс, зрение температуру,
слушает фонендоскопом);
в/ проверка на невесомость: пройти по
верёвочке
(Врач
вручает карточку «К полёту готов».)
Командир
приглашает всех в столовую.
Повара: а/ накрыли на стол.
б/
«Мы вас пропустим в столовую, если угадаете, из каких продуктов приготовлена
наша еда: загадки (морковь, огурец, картошка, лимон, банан и др.)
в/
повара пропускают всех в столовую, угощают (ролевая речь социально-нравственной
направленности).
Командир: «Слушай мою команду. Всем собраться у ракеты. Я
сейчас Вас познакомлю с отсеками
корабля.(сообщает кто и где разместиться.) Одеть всем скафандры и занять свои места»
Командир: «К полёту готовы?»
Экипаж: «Готовы».
Командир: «Пристегните ремни!»
Борт инженер: «Запускаю двигатель!»
Командир: «Поехали. Возьмитесь за руки, сейчас начнутся
большие перегрузки, входим в плотные
слои атмосферы, отошла первая ступень ракеты».
Борт инженер: « Скорость 3 метра в секунду».
Командир: «Отошла вторая ступень ракеты».
Борт инженер: « Скорость 6 метров в секунду».
Командир: « Отошла третья ступень ракеты».
Борт инженер: «Скорость 8 метров в секунду – это космическая скорость».
Командир: «Мы в космосе, отстегните ремни».
Игровые действия в полёте:
Командир. «Инженер – проверить исправность компьютера, следить
за техникой. Конструкторы – собрать прибор обнаружения живых существ. Штурман –
следить за курсом ракеты по карте. Врач
– проверить здоровье экипажа.
Штурман: «Командир, впереди по курсу планета «Венера».
Командир: « Радист, запросите планету. Не случилось ли на ней
чего-нибудь?»
Радист: « На планете всё в порядке. Нам пожелали счастливого
пути!»
Экипаж: «Счастливого пути!»
Штурман: « Командир, вижу «Плутон»
Командир: «Радист, узнайте всё ли у них в порядке?»
Радист: «На планете «Плутон» всё спокойно. Они говорят нам:
«До
свидания!»
Экипаж: «До свидания!»
Повар: «Командир, обед готов. Пора подкрепиться».
Командир: « Слушай мою команду. Переходим на автоматический
режим управления. Прошу всех в столовую. Повара предлагают еду в космической
упаковке, (ролевой диалог предполагает узнавание содержания упаковки +
социально-нравственная направленность).
Командир: « Наш полёт продолжается – всем занять свои места».
Штурман: « Командир, впереди планета «Нептун».
Командир: «Будьте внимательны. Радист, узнайте всё ли в порядке
на планете?»
Радист: « На планете «Нептун» происшествий нет. Нам желают
доброго пути!»
Экипаж: «Счастливо!»
Радист: « Слышу позывные с планеты «Марс». Там беда!»
Штурман: «Приближаемся к планете»
Командир: «Внимание! Пристегните ремни. Мы приближаемся к
«Марсу». Входим в зону метеоритов. Склоните голову к коленям. Включаю торможение». «Отстегните ремни. Мы приземлились на
планету.
Приготовиться
к высадке. Всем проверить скафандры. Готовы?»
Экипаж: « Да».
Командир: « Конструкторам взять приборы обнаружения живых
существ. Все идем друг за другом. Нас могут ждать разные опасности.
Пристегнитесь друг к другу. Вперёд!»
Обследовательские действия на планете
Конструкторы: « Вижу какой-то странный объект».
Командир: « Всем остановиться. Близко не подходить».
(
робот – эколог)
«Земляне!
Я приветствую Вас на нашей музыкальной планете. У нас случилась беда. Пролетела
комета, прошёл метеоритный дождь и уничтожил всё живое. Остался один я –
Робот-эколог – устаревшая конструкция. Помогите. Спасите планету. Я знаю, на
вашей планете растут удивительные деревья - вековые дубы. Они долгожители,
очищают воздух, дают пищу животным. Посадите эти деревья на нашей планете.
Спасите планету! Спасибо, спасибо, спасибо».
Командир: « Надо помочь планете, но как? Что делать?»
Эколог: « У меня есть жёлуди. Я захватила их с земли».
Командир: « Но как мы их посадим, ведь на планете нет ничего,
всё погибло?»
Экипаж: « Можно
поискать землю и воду».
Командир: « Приказываю разойтись в разные стороны. Половина
экипажа со мной, другие – со штурманом, связь держать по рации».
Штурман: « Командир, мы нашли воду».
Командир: « А мы нашли землю. Идите к нам, мы от Вас недалеко».
«Врач, проверьте воду и землю с
экологом. Есть ли загрязнение?
Обследование
а/ температура – норма.
б/ вода и земля без запаха.
в/ внешний вид не изменён.
Врач: « Земля и вода пригодны для посадки».
Посадка желудей: Установка флажка с обозначением посадки и флаг
России.
Командир: «Пора возвращаться на Землю, У нас заканчивается
топливо.
(прощаемся с роботом, обещаем прилететь и
наблюдать за ростом желудей). Все за мной к ракете. Занять свои места.
Пристегните ремни. К взлёту готовы?»
Экипаж: «Готовы».
Борт инженер: « Запускаю двигатель»
Штурман: « Смотрите сколько звёзд впереди».
Эколог: « А я вижу созвездие Большой медведицы».
(дети
перечисляют созвездия, которые увидели на небе). Ребята, грустно улетать от такой красоты.
Ведущий: Ребята мы с вами узнали много интересного, мир стал
ближе.
Пусть мирное солнце над вами сияет,
Пусть звезды дорогу в ночи освещают.
Пусть радугой станет космический свет,
Прекрасней планеты Земли просто нет!
Комментариев нет:
Отправить комментарий