Оздоровительные игры и упражнения

Оздоровительные игры и упражнения, способствующие профилактике плоскостопия и нарушения осанки
ЗООПАРК
Инвентарь: обручи.
Ход игры. Перед игрой распределяются роли детей. Девочки - медведи, мальчики - цапли, воспитатель - охотник. Каждый ребёнок занимает обруч, лежащий на полу. По сигналу воспитателя «медведи» девочки  выходят из обруча и двигаются по залу   на наружном своде стопы. По сигналу «цапли» выходят из обручей мальчики и идут за охотником с высоким подниманием колена. По сигналу «охотник» все звери стараются занять свободный «домик» - обруч. Охотник также старается занять свободный обруч. Ребёнок, которому не досталось домика (обруча), становится охотником.
Вариант 2 (для младших детей). Все дети - одинаковые звери. Охотник вызывает их по имени. При повторении игры дети становятся другими зверями и выполняют другое движение.
Вариант 3 (старший дошкольный возраст). Домики зверей отличаются по цвету. В красных - зайцы (по сигналу зайцы прыгают на 2-х ногах с продвижением вперед); в синих - медведи (по сигналу ходят на наружном своде стопы); в зелёных - птицы (ходьба на пятках руки в стороны) и т. д.
Вариант 4. По типу круговой тренировки. Разделить детей на 2-4 подгруппы. Каждая подгруппа выполняет определенное коррекционное движение на своих «спортивных полянках». Например: «медведи» на своей полянке ходят по обручу боком; «белки» собирают грибы на зиму (т. е. собирают платочки по одному ногой) и т. д.
ВЕЛИКАНЫ - КАРЛИКИ- МЕДВЕДИ
Ход игры. Под музыкальное сопровождение дети двигаются по залу. По сигналу «великаны» дети идут врассыпную на носках, руки вверх. По сигналу «карлики» дети идут на пятках, руки в стороны; по сигналу «медведи» - идут на наружных сводах стопы, руки вперёд. Характер музыки соответствует движению. В игре можно проверить внимательность детей, изменив музыку к движению.
ВЫШЕ НОГИ ОТ ЗЕМЛИ
Оборудование: ребристая дорожка, резиновые массажные коврики, набивные мячи, ребристые кирпичики, наклонные доски. Оборудование расположено по периметру зала.
Ход игры: дети убегают от ловишки. Ловишка не может ловить тех, чьи ноги «выше земли», т. е. стоят на неровной, ребристой, ограниченной, наклонной поверхности. Если у всех детей ноги «выше земли», то ловишка ловит любого.
«ВЫШИБАЛЫ»
Оборудование: ребристые дорожки, колючие дорожки, коврики массажные.
Ход игры. По периметру игровой площадки лежат массажные коврики, дорожки. Вышибалы стоят на противоположных сторонах дорожки напротив друг друга, остальные дети - в центре игривой площадки. Массажная дорожка является границей, за которую нельзя заступать, как «вышибалам», так и убегающим. Пойманные дети выходят из игры и встают на массажные дорожки, не занятые вышибалами и находятся там до конца игры, выполняя несложные движения, например: вытирать ноги, делать перекаты с пятки на носок,
Вариант 2. Одна подгруппа детей располагается по периметру игровой площадки - это вышибалы. Другая подгруппа детей находится в центре - это «убегалы». Пойманный ребёнок меняется местом с тем, кто его «выбил».
Вариант 3. Только «вышибалы» (2 чел.) стоят на массажных дорожках. Пойманные дети выбывают из игры и выполняют коррекционные упражнения в другом месте с воспитателем.
АРБУЗИКИ
Оборудование: кубики, набивные мешочки, мячи, шарики деревянные, мелкие игрушки, платочки, шнурочки.
Ход игры. Дети сидят по кругу на полу ногами в центр с опорой рук сзади. У каждого из 4 (5) игроков находится предмет. По сигналу они берут стопами этот предмет (например, мешочек) и передаёт следующему, сидящему рядом в кругу и т. д. Ребёнок, у которого оказалось более 1(2) предметов, выбывает из игры. Отметить игроков, которые не выбыли из игры после нескольких повторений.
Если детей много, то игру целесообраз­но проводить, поделив их на 2 или 3 круга.
Вариант 2: игру можно проводить стоя в кругу. Предмет передавать друг другу сначала одной ногой вправо, при повторении игры передавать другой ногой влево.
Методические указания: следить за осанкой детей. Предметы для игр при каждом повторении менять.
РАЗ, ДВА, ТРИ - ОБРУЧ ПОДНИМИ!
Оборудование: обручи, гимнастические палки, эстафетные палочки.
Ход игры. Обручи разложены на полу  по кругу  по количеству детей. Дети бегают врассыпную, обегая обручи «змейкой». По сигналу дети быстро поднимают обруч 2-мя руками над головой. Отметить самых ловких и быстрых детей.
При повторении игры дети выполняют следующие движения:
- прыгают из обруча в обруч на 1(2) ногах прямо (боком);
- ходят по залу с пролезанием в каждый обруч;
- ходят боком по обручу;
- ходят прямо по обручу, приставляя пятку одной к носку другой ноги;
- прокатывают обруч по прямой;
- по окончании игры убирать обруч, перешагивая через него, перепрыгивая, выполняя ходьбу на носках, пятках;
Вариант: количество обручей может не соответствовать числу детей. В этом случае все движения дети выполняют не с индивиду­альным обручем, а поточно, например: ходить по каждому обручу и т. д.
Методические указания. Чередовать беговые упражнения с упражнениями в ходьбе и прыжками, обеспечивая нагрузку на разные группы мышц.
РАЗ, ДВА, ТРИ - ПАЛОЧКУ ПОДНИМИ!
Оборудование: гимнастические палки, эстафетные палочки.
Ход игры. Палочки раскладываются по кругу на расстоянии 70 - 100 см друг от друга. Дети двигаются по залу, выполняя команды воспитателя. По сигналу дети должны быстро поднять палочку над головой двумя руками. По окончании игры отметить быстрых и ловких детей, которые первыми подняли палочку вверх.
Во время игры дети выполняют следующие движения:
-бег «змейкой», огибая каждую палочку;
-бег по кругу;
-прыжки на 2-х ногах через палочку (боком, прямо, с поворотами вправо-влево);
-ходьба с перешагиванием;
- ходьба по гимнастической палке боком (на пятках, на носках, на середине стопы);
-катание палочки одной ногой, стоя на другой.
Методические указания. Если количество атрибутов соответ­ствует числу детей, игра проводится фронтально. Если атрибутов больше, чем детей, то игра приводится поточно. Учитывать чередование беговых упражнений с упражнениями в ходьбе, подлезании, прыжками, обеспечивая нагрузку на разные группы мышц и способствуя коррекции плоскостопия.
ПОСТРОЙ  БАШНЮ
Оборудование: кубики, кирпичики.
Ход игры. В соревновании участвуют несколько детей. По сигналу все участники одновременно начинают строить «башни» из кубиков ногами, захватывая каждый кубик стопами и ставя их друг на друга. Победителем является тот, чья башня оказалась выше.
Методические указания. Вес атрибутов не должен превышать 200 -250 гр.
РАЗ, ДВА, ТРИ - ПЛАТОЧЕК ПОДНИМИ!
Оборудование: платочки, шнуры.
Ход игры. Шнуры раскладываются хаотично на полу, дети двигаются по залу, выполняя задания воспитателя. По сигналу они должны быстро поднять платочек (шнур) ногой. По окончании игры отметить быстрых и ловких детей. Во время игры дети выполняют следующие движения:
ходьба с перестроениями из 1 колонны в 2, 3 колонны;
ходьба «змейкой» противоходом;
ходьба в чередовании с прыжками;
- ходьба с движением рук;
бег со сменой направления, направляющего;
- врассыпную, «змейкой»;
- бег в чередовании с прыжками; бег с движением рук.
Методические указания. Эту игру можно проводить вместо разминки или вводной части занятия, сначала выполняются упражнения в ходьбе, затем прыжковые упражнения, беговые, после чего дети восстанавливают дыхание с помощью упражнений в ходьбе. Подобранные упражнения должны соответствовать возрасту и подготов­ленности детей, обеспечивает нагрузку на разные группы мышц и способствует коррекции плоскостопия.
ПОКАТАЙ НОЖКУ (игровое упражнение)
Атрибуты: шарики, мячи разных размеров.
Ход  : это упражнение может служить частью коррегирующей дорожки или индивидуальным «спортивным домиком». В обруче лежат, шарики (пластмассовые, деревянные, резиновые, тряпочные с гладкой и неровной поверхностью). Ребёнок наступает одной ногой на мяч и прокатывает его на месте стопой от пятки к носку. Затем это же упражнение выполняется другой ногой. То же самое выполняется с другими атрибутами.
СОБЕРИ ШНУРЫ
Атрибуты: платочки, шнуры, ленточки, мячики поролоновые, шарики деревянные, кубики.
Ход игры. Шнуры лежат хаотично на полу. Дети разделены на команды. У каждой команды лежит свой обруч в определенном месте зала. По сигналу воспитателя дети  бегут к шнурам. Берут правой ногой шнур, и прыгая на левой ноге добираются до обруча своей команды. После этого ребёнок бежит за следующим шнуром и т. д. По окончании игры подсчитывается количество собранных командой шнуров. При повторении игры задание выполняется другой ногой и с другим атрибутом.
Вариант 2: при выполнении игры с мешочками, мячиками, шариками дети переносят предмет в обруч стопами, двигаясь по полу сидя и отталкиваясь руками.
Методические  указания. Следить за осанкой детей в положении сидя на полу. Обеспечивать одинаковую - нагрузку на обе ноги.
ЭСТАФЕТА «ПЕРЕНЕСИ ПРЕДМЕТ»
Атрибуты: кубики, шарики, мячи, платочки, шнуры, ленточки.
Ход эстафеты. Дети строятся в две колонны. По сигналу педагога первые номера в колоннах берут правой ногой платочек, и прыгая на левой добираются до следующего обруча, в котором оставляют платочек и берут левой ногой шнурок, и прыгая на правой несут его левой ногой до следующего обруча, в котором оставляют шнурок и берут кубик стопами обеих ног, добираясь до ориентира сидя. У ориентира оставить кубик и бегом возвратиться на и.п. Следующий участник эстафету выполняет в обратном порядке.
ВЕСЁЛЫЕ НОЖКИ (О.Р.У.)
1. «Червячок» - ходьба босиком вперед - назад, отталкиваясь пальцами ног. Пятки от пола не отрывать.
2. «Короткие ножки» - ходьба на ступне с поджатыми внутрь пальцами ног.
3. «Лодочка» - перекаты с пятки на носок на месте и в движении.
4. «Клоуны» - ходьба пятки вместе, носки разведены в стороны на 180 градусов.
5. «Медведи» - ходьба носки вместе, пятки разведены в стороны на 180 градусов.
Методические   указания: следить за осанкой детей, чередовать корригирующие упражнения с обычной ходьбой.
ПЛАТОЧКИ (О.Р.У)
Атрибуты:  платочки, ленточки, шнурочки.
1. «Покажи»  - И.п. - о.с. Поднять платок пальцами правой ноги, затем левой. Повт. по 5-6 раз каждой ногой;
2. «Спрячь»   - И.п. - то же, пятки ног стоят на полу, пальцы на платочке. Сгибая и выпрямляя пальцы ног, убирать пальцами ног платок под стопу;
3. «Погладь» - И.п. - то же, одной ногой наступить на край платка, другой стопой его разгладить. Затем разглаживать платок другой ногой.
4. «Отдай» - И.п. - то же. Поднять платочек I ногой и передать его соседу. То же другой ногой в другую сторону.
Методические указания: каждое упражнение выполнять по 5-6 раз. Для поддержания эмоций проводить упражнения можно в форме соревнований. По окончании платочки убираются ногами.
ПЕРЕЛОЖИ ПРЕДМЕТ
Атрибуты: ленточки, платочки,  шнурочки, мячи,  кубики и др.
Ход игры: в обруче лежат красные и синие платочки, рядом находится ещё два обруча: синий и красный. Если около платочков лежит цифра "1" , это значит, что в красный обруч нужно положить только один красный платочек, пальцами правой ноги, а в синий - один синий платочек. Если же рядом с платочком находится цифра "2" или "3", то каждая нога перекладывает по 2 или 3 платочка каждого цвета.
Вариант 2: аналогично проводится игровое упражнение с перекла­дыванием предметов стопами из положения, сидя на полу.
Вариант: в обруче лежат предметы 2-3-х видов (платочки и шнурочки). Шнуры перекладываются в один обруч одной ногой, платочки - другой ногой в другой обруч.
Методические указания: это упражнение может служить частью корригирующей дорожки при поточном выполнении упражнений или являться «спортивным домиком» и выполняться фронтально

Комментариев нет:

Отправить комментарий