Оздоровительные игры и
упражнения, способствующие профилактике плоскостопия и нарушения осанки
ЗООПАРК
Инвентарь: обручи.
Ход игры. Перед игрой распределяются роли детей. Девочки - медведи, мальчики
- цапли, воспитатель - охотник. Каждый ребёнок занимает обруч, лежащий на полу.
По сигналу воспитателя «медведи» девочки выходят из обруча и двигаются по залу на наружном
своде стопы. По сигналу «цапли» выходят из обручей мальчики и идут за охотником
с высоким подниманием колена. По сигналу «охотник» все звери стараются занять
свободный «домик» - обруч. Охотник также старается занять свободный обруч. Ребёнок,
которому не досталось домика (обруча), становится охотником.
Вариант
2 (для младших детей). Все дети - одинаковые
звери. Охотник вызывает их по имени. При повторении игры дети становятся другими
зверями и выполняют другое движение.
Вариант
3 (старший дошкольный возраст). Домики зверей отличаются по цвету. В красных - зайцы (по сигналу зайцы прыгают на 2-х ногах с
продвижением вперед); в синих - медведи (по сигналу ходят на наружном своде стопы);
в зелёных - птицы (ходьба на пятках руки в стороны) и т. д.
Вариант 4. По типу круговой
тренировки. Разделить детей на 2-4 подгруппы. Каждая подгруппа выполняет определенное
коррекционное движение на своих «спортивных полянках». Например: «медведи» на своей
полянке ходят по обручу боком; «белки» собирают грибы на зиму (т. е. собирают платочки
по одному ногой) и т. д.
ВЕЛИКАНЫ - КАРЛИКИ- МЕДВЕДИ
Ход игры. Под музыкальное сопровождение дети двигаются по залу. По сигналу «великаны»
дети идут врассыпную на носках, руки вверх. По сигналу «карлики» дети идут на пятках,
руки в стороны; по сигналу «медведи» - идут на наружных сводах стопы, руки
вперёд. Характер музыки соответствует движению. В игре можно проверить внимательность
детей, изменив музыку к движению.
ВЫШЕ НОГИ ОТ ЗЕМЛИ
Оборудование: ребристая дорожка, резиновые массажные коврики, набивные мячи, ребристые
кирпичики, наклонные доски. Оборудование расположено по периметру зала.
Ход игры: дети убегают от ловишки. Ловишка не может ловить тех, чьи ноги «выше
земли», т. е. стоят на неровной, ребристой, ограниченной, наклонной поверхности.
Если у всех детей ноги «выше земли», то ловишка ловит любого.
«ВЫШИБАЛЫ»
Оборудование: ребристые дорожки, колючие дорожки, коврики массажные.
Ход игры. По периметру игровой площадки лежат массажные коврики, дорожки. Вышибалы
стоят на противоположных сторонах дорожки напротив друг друга, остальные дети -
в центре игривой площадки. Массажная дорожка является границей, за которую нельзя заступать, как «вышибалам», так и убегающим. Пойманные дети выходят из игры и встают
на массажные дорожки, не занятые вышибалами и находятся там до конца игры, выполняя
несложные движения, например: вытирать ноги, делать перекаты с пятки на носок,
Вариант
2. Одна подгруппа детей располагается по периметру
игровой площадки - это вышибалы. Другая подгруппа детей находится в центре - это
«убегалы». Пойманный ребёнок меняется местом с тем, кто его «выбил».
Вариант
3. Только «вышибалы» (2 чел.) стоят на массажных дорожках. Пойманные дети выбывают из игры и выполняют коррекционные упражнения
в другом месте с воспитателем.
АРБУЗИКИ
Оборудование: кубики, набивные мешочки, мячи, шарики деревянные, мелкие игрушки,
платочки, шнурочки.
Ход игры. Дети сидят по кругу на полу ногами в центр с опорой рук сзади. У каждого
из 4 (5) игроков находится предмет. По сигналу они берут стопами этот предмет
(например, мешочек) и передаёт следующему, сидящему рядом в кругу и т. д. Ребёнок,
у которого оказалось более 1(2) предметов, выбывает из игры. Отметить игроков,
которые не выбыли из игры после нескольких повторений.
Если детей
много, то игру целесообразно проводить, поделив их на 2 или 3 круга.
Вариант
2: игру можно проводить стоя в кругу. Предмет передавать друг другу сначала одной ногой вправо, при повторении игры передавать
другой ногой влево.
Методические
указания: следить за осанкой
детей. Предметы для игр при каждом повторении менять.
РАЗ, ДВА, ТРИ - ОБРУЧ ПОДНИМИ!
Оборудование: обручи, гимнастические палки, эстафетные палочки.
Ход игры. Обручи разложены на полу по
кругу по количеству детей. Дети бегают врассыпную,
обегая обручи «змейкой». По сигналу дети быстро поднимают обруч 2-мя руками над
головой. Отметить самых ловких и быстрых детей.
При повторении
игры дети выполняют следующие движения:
- прыгают из
обруча в обруч на 1(2) ногах прямо (боком);
- ходят по
залу с пролезанием в каждый обруч;
- ходят боком
по обручу;
- ходят прямо
по обручу, приставляя пятку одной к носку другой ноги;
- прокатывают
обруч по прямой;
- по окончании игры убирать обруч, перешагивая через него, перепрыгивая,
выполняя ходьбу на носках, пятках;
Вариант:
количество обручей может
не соответствовать числу детей. В этом случае все движения дети выполняют не с индивидуальным обручем, а поточно, например: ходить по каждому обручу и т. д.
Методические
указания. Чередовать беговые
упражнения с упражнениями в ходьбе и прыжками, обеспечивая нагрузку на разные группы
мышц.
РАЗ, ДВА, ТРИ - ПАЛОЧКУ ПОДНИМИ!
Оборудование: гимнастические палки, эстафетные палочки.
Ход игры. Палочки раскладываются по кругу на расстоянии 70 - 100 см друг от друга.
Дети двигаются по залу, выполняя команды воспитателя. По сигналу дети должны быстро
поднять палочку над головой двумя руками. По окончании игры отметить быстрых и ловких
детей, которые первыми подняли палочку вверх.
Во время игры
дети выполняют следующие движения:
-бег «змейкой»,
огибая каждую палочку;
-бег по кругу;
-прыжки на
2-х ногах через палочку (боком, прямо, с поворотами вправо-влево);
-ходьба с перешагиванием;
- ходьба по
гимнастической палке боком (на пятках, на носках, на середине стопы);
-катание палочки
одной ногой, стоя на другой.
Методические
указания. Если количество
атрибутов соответствует числу детей, игра проводится фронтально. Если атрибутов
больше, чем детей, то игра приводится поточно. Учитывать чередование беговых упражнений
с упражнениями в ходьбе, подлезании, прыжками, обеспечивая нагрузку на разные группы
мышц и способствуя коррекции плоскостопия.
ПОСТРОЙ
БАШНЮ
Оборудование: кубики, кирпичики.
Ход игры. В соревновании участвуют несколько детей. По сигналу все участники
одновременно начинают строить «башни» из кубиков ногами, захватывая каждый кубик
стопами и ставя их друг на друга. Победителем является тот, чья башня оказалась
выше.
Методические
указания. Вес атрибутов не
должен превышать 200 -250 гр.
РАЗ, ДВА, ТРИ - ПЛАТОЧЕК ПОДНИМИ!
Оборудование: платочки, шнуры.
Ход игры. Шнуры раскладываются хаотично на полу, дети двигаются по залу, выполняя
задания воспитателя. По сигналу они должны быстро поднять платочек (шнур) ногой.
По окончании игры отметить быстрых и ловких детей. Во время игры дети выполняют
следующие движения:
ходьба с перестроениями
из 1 колонны в 2, 3 колонны;
ходьба «змейкой»
противоходом;
ходьба в чередовании
с прыжками;
- ходьба с
движением рук;
бег со сменой
направления, направляющего;
- врассыпную,
«змейкой»;
- бег в чередовании
с прыжками; бег с движением рук.
Методические
указания. Эту игру можно проводить
вместо разминки или вводной части занятия, сначала выполняются упражнения в ходьбе,
затем прыжковые упражнения, беговые, после чего дети восстанавливают дыхание с
помощью упражнений в ходьбе. Подобранные упражнения должны соответствовать возрасту
и подготовленности детей, обеспечивает нагрузку на разные группы мышц и
способствует коррекции плоскостопия.
ПОКАТАЙ НОЖКУ (игровое упражнение)
Атрибуты: шарики, мячи разных размеров.
Ход : это упражнение может служить частью коррегирующей
дорожки или индивидуальным «спортивным домиком». В обруче лежат, шарики (пластмассовые,
деревянные, резиновые, тряпочные с гладкой и неровной поверхностью). Ребёнок наступает
одной ногой на мяч и прокатывает его на месте стопой от пятки к носку. Затем это
же упражнение выполняется другой ногой. То же самое выполняется с другими атрибутами.
СОБЕРИ ШНУРЫ
Атрибуты: платочки, шнуры, ленточки, мячики поролоновые, шарики деревянные, кубики.
Ход игры. Шнуры лежат хаотично на полу. Дети разделены на команды. У каждой команды
лежит свой обруч в определенном месте зала. По сигналу воспитателя дети бегут к шнурам. Берут правой ногой шнур, и прыгая
на левой ноге добираются до обруча своей команды. После этого ребёнок бежит за следующим
шнуром и т. д. По окончании игры подсчитывается количество собранных командой шнуров.
При повторении игры задание выполняется другой ногой и с другим атрибутом.
Вариант
2: при выполнении игры с мешочками, мячиками,
шариками дети переносят предмет в обруч стопами, двигаясь по полу сидя и отталкиваясь
руками.
Методические указания. Следить за осанкой детей в положении сидя на полу. Обеспечивать
одинаковую - нагрузку на обе ноги.
ЭСТАФЕТА «ПЕРЕНЕСИ ПРЕДМЕТ»
Атрибуты: кубики, шарики, мячи, платочки, шнуры, ленточки.
Ход эстафеты. Дети строятся в две колонны. По сигналу педагога первые номера в колоннах
берут правой ногой платочек, и прыгая на левой добираются до следующего обруча,
в котором оставляют платочек и берут левой ногой шнурок, и прыгая на правой несут
его левой ногой до следующего обруча, в котором оставляют шнурок и берут кубик стопами
обеих ног, добираясь до ориентира сидя. У ориентира оставить кубик и бегом возвратиться
на и.п. Следующий участник эстафету выполняет в обратном порядке.
ВЕСЁЛЫЕ НОЖКИ (О.Р.У.)
1. «Червячок»
- ходьба босиком вперед - назад, отталкиваясь пальцами ног. Пятки от пола не отрывать.
2. «Короткие
ножки» - ходьба на ступне с поджатыми внутрь пальцами ног.
3. «Лодочка»
- перекаты с пятки на носок на месте и в движении.
4. «Клоуны»
- ходьба пятки вместе, носки разведены в стороны на 180 градусов.
5. «Медведи»
- ходьба носки вместе, пятки разведены в стороны на 180 градусов.
Методические указания: следить за осанкой детей, чередовать корригирующие упражнения
с обычной ходьбой.
ПЛАТОЧКИ
(О.Р.У)
Атрибуты: платочки, ленточки, шнурочки.
1. «Покажи» - И.п. - о.с. Поднять платок пальцами правой
ноги, затем левой. Повт. по 5-6 раз каждой ногой;
2. «Спрячь» - И.п. - то же, пятки ног стоят на полу, пальцы
на платочке. Сгибая и выпрямляя пальцы ног, убирать пальцами ног платок под стопу;
3. «Погладь»
- И.п. - то же, одной ногой наступить на край платка, другой стопой его разгладить.
Затем разглаживать платок другой ногой.
4. «Отдай»
- И.п. - то же. Поднять платочек I ногой и передать его соседу. То же другой ногой в другую сторону.
Методические
указания: каждое упражнение
выполнять по 5-6 раз. Для поддержания эмоций проводить упражнения можно в форме соревнований. По окончании платочки убираются ногами.
ПЕРЕЛОЖИ ПРЕДМЕТ
Атрибуты: ленточки, платочки, шнурочки,
мячи, кубики и др.
Ход игры: в обруче лежат красные и синие платочки, рядом находится ещё два обруча:
синий и красный. Если около платочков лежит цифра "1" , это значит, что
в красный обруч нужно положить только один красный платочек, пальцами правой ноги,
а в синий - один синий платочек. Если же рядом с платочком находится цифра
"2" или "3", то каждая нога перекладывает по 2 или 3 платочка
каждого цвета.
Вариант
2: аналогично проводится игровое упражнение с
перекладыванием предметов стопами из положения, сидя на полу.
Вариант: в обруче лежат предметы 2-3-х видов (платочки и шнурочки). Шнуры
перекладываются в один обруч одной ногой, платочки - другой ногой в другой обруч.
Методические указания: это упражнение может служить частью корригирующей дорожки
при поточном выполнении упражнений или являться «спортивным домиком» и выполняться
фронтально
Комментариев нет:
Отправить комментарий