Тема: Волшебная шкатулка

ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА


Тема (проект, событие): Волшебная шкатулка.
Возрастная группа: подготовительная  6-7 лет.
Форма работы с детьми: музыкально-художественная деятельность, продуктивная  (конструктивная) деятельность, речевая деятельность.
Форма организации: подгрупповая.
Учебно – методический комплекс: самостоятельная разработка.
Материалы и оборудование:
·         музыкальный ряд: пьесы «Нянина  сказка» и  «Баба-яга» из  «Детского  альбома» П.И. Чайковского;
·         раздаточный материал: наборы ЛЕГО «Построй  свою  историю».
Предварительная работа:
·         поисковая  работа  по  подбору  иллюстративного  материала  по  теме: «Биография  П.И. Чайковского»;
·         чтение  книги  «Щелкунчик» А. Гофман; 
·         просмотр  мультфильмов  «Детский  альбом»  П.И. Чайковский»,   «Щелкунчик»;
·         придумывание  сказок  на  музыку  П.И Чайковского  «Детский  альбом»;
·         выставка  рисунков  музыкальных  героев  П.И. Чайковского;
·         участие родителей в сборе и оформлении информации о великом  композиторе  П.И. Чайковском.

Задачи образовательной программы
Задачи с учётом индивидуальных особенностей воспитанников
Развивающие:              
  • Развивать у детей эмоциональную отзывчивость на музыку, способность понимать настроение и характер музыки пьес «Нянина сказка» и «Баба-яга» из «Детского альбома» П.И. Чайковского.
  • Развивать воображение детей через восприятия музыки, характеризующей сказочный персонаж (Баба Яга).
  •  Развивать и обобщать опыт слушания музыки, музыкальные впечатления, представления о композиторе П.И.Чайковском и его музыке, бесед о музыке, продуктивной интегративной деятельности.
  • Развивать творческие способности, конструктивное мышление.
  • Совершенствовать конструкторский  опыт. 
Обучающие:

  • Формировать интерес к совместной со сверстниками и взрослыми конструктивной деятельности, используя конструктор ЛЕГО «Построй свою историю».
  • Формировать умение проявлять инициативу и обращаться к сверстнику с предложениями, используя адекватные речевые формы, высказывать предположения, давать советы, составлять сказки с использованием описаний и повествований.
  • Учить согласовывать собственный замысел с замыслами других детей, договариваться, обсуждать и планировать действия, рассказывать о собственном замысле, используя форму повествовательного рассказа.
Воспитательная:

  • Воспитывать слушательскую культуру, прививать любовь к музыке.
  • Формировать  потребность считаться с  мнением товарищей, справедливо  решать  спорные  вопросы,  умение  отстаивать своё мнение (доказательно,  обоснованно).
  • Формировать познавательную активность  и  самостоятельность.
  •  Обратить внимание на лексико-грамматический строй у Семёна, Влада и  Матвея.
  •   Оказать поддержку в конструктивной деятельности Арсену (недостаточно развита мелкая моторика).

Этапы, последовательность (цель)
Содержание совместной деятельности
Деятельность педагога
Деятельность детей
Планируемый результат
Мотивация (1 этап)
- Ребята, вы  хотите  отправиться со мной в «Волшебный мир  музыки».
Звенит колокольчик.
- До меня  доносится удивительный звук. Что издаёт такой звук? (Это звенит колокольчик)
- Колокольчик очень хитрый, и ему хочется поиграть с вами. Закройте глаза! Когда вы услышите звон колокольчика, покажите  рукой, откуда он будет доноситься.
-Ребята, открывайте глаза. Что вы видите?
(Волшебную  музыкальную  шкатулку)
- Как вы думаете,  что находиться в  музыкальной  шкатулке?

Шкатулка наша тайнами,
И сказками  полна.
Секреты музыкальные,
Откроет нам она.
Задаёт вопросы.
Эмоционально привлекает детей к совместной деятельности.








Проводит игру  на развитие  слуха «Найди  звук»
В конце игры колокольчик кладёт на спрятанную шкатулку.












Приоткрывает шкатулку и  раздаётся музыка.
Отвечают на  вопросы.











Играют в игру «Найди звук» с  закрытыми  глазами.

















Проявляют интерес к содержимому шкатулки.
Проявление потребности к познанию.
Введение новых знаний (2 этап)
- Вы уже знаете,  что музыка может  рассказывать разные  сказки - грустные, таинственные, добрые.
Сегодня вы  услышите две  сказки, рассказанные музыкой: две  пьесы из  «Детского альбома» Петра  Ильича Чайковского. («Нянина  сказка»  и  «Баба - яга»)
Слушание пьесы «Нянина  сказка» П. Чайковского.
- Ребята,  как  вы  думаете,  почему  Пётр  Чайковский   назвал   пьесу  «Нянина  сказка»?
- Во времена П. И. Чайковского у каждого ребёнка кроме мамы была няня. Она и сказку расскажет, и приголубит, и песенку споёт, и утешит, и пожалеет.
- Как меняется  характер  музыки  в пьесе «Нянина  сказка»? 
Сначала  музыка  тревожная,  колкая,  отрывистая, злая. Музыка звучит, как недобрая, страшная сказка. В середине  плавная, подкрадывающаяся, пугающая, тихая. И снова музыка звучит, как в начале сказки, остро, отрывисто, тревожно. Заканчивается пьеса внезапно, таинственно.
Слушание пьесы «Баба Яга» П.И. Чайковского.
- Как  меняется  характер  музыки  в пьесе «Баба  Яга»?  (Музыка злая, страшная, быстрая, отрывистая, тревожная)
-Как рассказывает музыка о Бабе  Яге? (Баба-яга ковыляет, опираясь на клюку, а потом летит в ступе, погоняя ее помелом. В конце исчезает, проваливается сквозь землю, пропадает)


















Педагог организует слушание пьесы П.И. Чайковского «Нянина  сказка»,  задаёт  вопросы.































Педагог организует слушание пьесы П.И. Чайковского «Баба-яга»,  задаёт вопросы.
Сосредотачивают внимание  на  прослушивание  пьесы, отвечают  на  вопросы. Подбирают определения характера музыки (прилагательные), синонимы, эпитеты.








Слушают пьесу, отвечают на  вопросы, подбирают прилагательные, синонимы, эпитеты, характеризующие музыкальное произведение
Получение ярких эмоциональных впечатлений от музыки.
Физминутка  (3 этап)
«Злая Баба Яга» (этюд на  выражения гнева).
Баба Яга поймала  Алёнушку, велела ей затопить печку, чтоб потом съесть её, а сама уснула. Проснулась, а  Алёнушки нет – сбежала. Рассердилась Баба  Яга, что без  ужина осталась,  бегает по избе,  ногами топает,  кулаками размахивает.
«Добрая Баба  Яга» (этюд на  выражения добра,  радости).
Алёнушка шла, шла и увидела избушку, постучалась. Дверь открыла  Баба Яга,  улыбнулась и  пригласила Алёнушку зайти в  избушку. Усадила  её за стол и  угостила пирогами.
Рада Баба Яга, рада Алёнушка.
Педагог предлагает игру  на развитие  эмоциональной  сферы.
Дети выполняют  движения в  соответствии с  текстом и мимикой  выражают эмоции.
Разгрузка.
Проблема  (4 этап)
- Ребята, хотите  посмотреть, что еще (кроме музыки) спрятано  в волшебной  шкатулке?
(конструктор  ЛЕГО) 
- Как вы думаете, почему музыкальная шкатулка подарила нам этот  конструктор?
- Из каких частей  состоит история?
- Как помогает  музыка в  построении истории?
- Что вы можете  включить в сюжет  своей истории?  Давайте вместе  попробуем проговорить.
- Ребята,  расскажите о  порядке работы с  конструктором ЛЕГО: «Что  сначала, а что потом»?
1.Делимся  на  группы;
2.Обсуждаем,  договариваемся;
3.Конструируем, строим  свою  историю;
4.Пересказ истории;
5.Написание истории.
 Вовлекает в  совместную деятельность.
Задает вопросы, инициирует поиск ответов на вопросы самих детей.
Открывают шкатулку. Отвечают на  вопросы. Рассуждают, высказывают предположения.
Вспоминают, из чего состоит сюжет рассказа, сказки.
Делятся на подгруппы.
Закрепление порядка работы с конструктором ЛЕГО по подгруппам
Создание сказки (5  этап)
-Ребята, приступайте к  построению своей  истории.
- Наблюдает за детьми во время конструирования;
- комментирует высказывания;
записывает истории.
Придумывают свою историю, конструируют,
описывают результаты построения, рассуждают, объясняют, разрешают конфликт, договариваются о последовательности содержания истории,
последовательно рассказывают о своих действиях. Выставляют на  всеобщее обозрение свои работы, рассказывают сказку.
Создание истории (сказки) по мотивам произведений П.И.Чайковского
Самоконтроль (6 этап)
- Как вы думаете,  вашей группе  удалось сочинить  историю? Столкнулись ли вы с трудностями?
- Ребята, помог ли вам конструктор в  составлении истории?
Задаёт вопросы, направленные на самоанализ.
Дети рассказывают, о своих удачах (неудачах, трудностях) обобщают.
Умение анализировать результаты собственных действий.
Анализ (7 этап)
- У каждой команды получилась своя история. Давайте вспомним. С чего все началось? Какую музыку подарила нам шкатулка?
Чья история  понравилась вам?
Инициирует общее обсуждение.
Делятся впечатлениями, рассуждают
Подведение итога.
Открытость (8 этап)
- Вам хотелось бы еще сочинять истории при помощи ЛЕГО?
- Что ты хочешь построить в  следующий  раз?
Задаёт вопросы. Записывает  ответы детей, для построения следующих историй.
Дети отвечают.
Поддержка интереса к ЛЕГО «Создай свою историю»

Комментариев нет:

Отправить комментарий