Модульный принцип
Модульный принцип организации педагогического
процесса предложен Александрой Ивановной Ивановой. В словарях термин «модуль»
определяется как унифицированный, функционально законченный узел, оформленный
конструктивно как самостоятельное изделие.
В традиционной системе обучения все занятия
разрознены, в модульной — объединены между собой на основе какого-либо
сюжета. Этот сюжет делает педагогический процесс интересным для детей и
позволяет реализовать принцип обучения в игре. Он же позволяет «вывести из
подполья» так называемую предварительную работу педагога. «Центральным звеном»,
вокруг которого группируются знания, является тематика модуля.
Как всякий законченный узел, модуль имеет начало
(«завязку»), основную часть и завершение — заключительное итоговое занятие.
Модуль коренным образом отличается от цикла занятий.
Назовем эти отличия:
·
цикл, как правило, организуется в пределах
одного вида деятельности, в модуль включаются занятия по всем видам деятельности;
·
в модуле практически все занятия являются
комплексными;
·
термину «занятие» возвращается его исходный
смысл, так как дети все время заняты (вплоть до бытового разговора и свободной
деятельности), тем самым слово «занятие» перестает быть синонимом урока;
·
модуль, в отличие от цикла, имеет сюжет, который
развертывается на протяжении долгого времени (месяца и более);
·
в модуле педагогический процесс перестает быть
«подготовкой к жизни», а становится самой жизнью, жизнью детей, здесь ничего не
делается «понарошку», условно, а все происходит в реальности (что нельзя
выполнить, в модуль не включается);
·
деятельность детей приобретает целесообразность,
они усваивают знания не потому, что так запланировал педагог, а потому что
эти знания совершенно реально понадобятся им сегодня или в ближайшем будущем.
Рекомендации по составлению модулей
занятий
Работа по составлению модуля начинается с выбора
тематики и общей направленности, т.е. того центрального звена, вокруг которого
будут выстраиваться все знания.
Затем решается вопрос о сюжете модуля. Ведь он служит
объединяющим стержнем для всех занятий. Это может быть долгосрочная игра,
переписка со сказочным персонажем, поиски клада, расколдовывание какого-то
существа, работа кукольного ателье, подготовка к спектаклю и др. Большой притягательной
силой обладают для детей живые объекты, поэтому они тоже могут служить в
качестве основы, связующей все занятия между собой. Интересным поводом для
организации модуля являются праздники, в том числе групповые: чаепитие,
конкурс, выставка, КВН и др. Не меньшие возможности предоставляют и различные виды
труда, исследовательская работа и другие, интересные для ребят формы
деятельности.
Сюжет позволяет сделать цель обучения понятной для
детей — они знают, для чего проводится каждое занятие, где и как будут
использованы результаты их работы. Это облегчает формирование целеполагания,
деятельность детей приобретает целесообразность.
Наметив тему и разработав сюжет, необходимо особое
внимание уделить «завязке» модуля. Она позволяет связать процесс обучения с
реальной жизнью детей, той ситуацией, которая складывается в группе. Благодаря
этому у детей создается впечатление, что их деятельность является не занятием, а
игрой или любимым делом. Удачно выбранная завязка придает модулю целостность, а
деятельности детей — необходимую целесообразность. Первое занятие, на котором
реализуется завязка, является вводным.
Разрабатывая содержание модуля, воспитатель
стремится, чтобы каждое занятие несло определенную функциональную нагрузку,
существовала логическая связь между занятиями, одни и те же формы работы не
повторялись, а были разнообразными, одно и то же дело не выполнялось разными
методами.
Например, в модуле «Весна нам поручила вырастить
редис» для общения с Весной
·
первый раз выбирается рисование,
·
второй — гербаризация растений,
·
третий - письмо,
·
четвертый — посылка выращенного редиса.
В модуле «Как Кеша стал лягушонком» при изучении
размножения лягушек педагоги предлагали последовательно решать одну и ту же
задачу разными методами:
·
вначале нарисовать стадии развития амфибий,
·
затем слепить их,
·
потом сделать аппликацию.
Технически это возможно, но такая избыточность
утяжелит модуль, сделает его более длинным, затормозит динамику процесса
познания и, в конечном итоге, надоест детям. Поэтому лучше избрать какой-то
один метод.
Последнее занятие модуля становится заключительным и
должно быть наиболее интересным. На нем подводят итоги проделанной работы, и
организуют не в форме опроса, а в виде праздника, игры, конкурса, чаепития,
бала — того дела, ради которого задумывался сюжет модуля, и на котором все
полученные детьми знания реализуются в неформальной обстановке.
Если модуль сконструирован удачно, дети охотно
работают вместе с педагогом и даже не замечают, что занимаются разными видами
деятельности. Тут реализуются все принципы педагогики содружества,
осуществляется раскрепощение детей, в их жизнь вносится положительная
эмоциональная окраска. Фактически, модуль в какой-то мере является спектаклем,
в котором дети являются не зрителями, а участниками. Это — долгосрочная игра.
Подавляющее большинство занятий становятся комплексными.
Полноценный модуль разработать непросто. Все его
части должны быть скомпонованы на строго логической основе. Он призван передать
детям определенную сумму знаний, но в то же время должен быть эмоционально
насыщен и ориентирован не на подготовку к жизни, а на сегодняшнюю реальную
жизнь маленького человека.
Педагогические условия
работы на модульной основе
Готовые модули отличаются большой лабильностью.
Работая с ними, педагог имеет возможность обозревать всю конструкцию в целом —
от начала до конца, поэтому легко ориентируется в ней. Он сам решает, выполнить
ли модуль целиком или от чего-то отказаться, провести все занятия компактно или
растянуть на продолжительное время, использовать рекомендованное оборудование
или заменить его другим. Таким образом, каждый воспитатель легко адаптирует
готовые модули к наличным условиям своей группы.
Продолжительность модуля, количество
включенных в него занятий, интервал между ними формальной регламентации не
подлежат. Эти параметры определяются логикой построения педагогического
процесса в данной группе, спецификой изучаемых понятий и замыслом педагога,
возникающими жизненными ситуациями, не имеющими отношения к модулю.
Внедрение модульного принципа не означает отказа от
программы, по которой работает конкретный детский сад. Напротив, роль этого
основополагающего документа еще более возрастает. Каждый педагог обязан
выполнить стандарт, предусмотренный программой, с той разницей, что работа на
модульной основе позволяет делать это не в виде «прямого обучения», а легко,
интересно, в виде игры.
Занятия, включенные в модуль, вписываются в сетку
часов по каждому виду деятельности, поэтому они являются составной частью
педагогического процесса и не увеличивают общую нагрузку детей. Исключение
составляют короткие беседы, которые проводятся в свободное время.
Новый подход к планированию работы облегчает учет индивидуальных
особенностей детей, позволяет развивать у них разнообразные способности и
задатки. Это достигается за счет создания специализированных модулей,
направленных на развитие тех или иных способностей — изобразительных,
филологических, музыкальных, математических, трудовых, спортивных. В отличие от
специализированных модули общего профиля не имеют определенной направленности.
Все виды деятельности представлены в них примерно одинаково, ни один не
занимает доминирующего положения.
В детских садах общеразвивающего вида соотношение
модулей разной направленности примерно одинаково. В специализированных дошкольных
учреждениях увеличивается удельный вес модулей, развивающих соответствующие
способности. Однако и здесь общий уровень их сложности не должен превышать
познавательные возможности детей.
При работе на модульной основе возрастает роль игры.
Для талантливого ребенка игра имеет не меньшее, а может быть, большее значение,
чем для «среднего», так как создает большой простор для фантазии и творчества.
Часто возникает вопрос: сколько модулей можно вести
одновременно? Лучше один, реже — два, в исключительных случаях — три, если они
не перекликаются по тематике и не нарушают ритма работы группы. Попытка организовать
всю работу на основе модулей нерациональна. Это приведет к сокращению свободной
и трудовой деятельности детей, к выпадению многих форм работы, которые являются
нужными и важными.
Обучение детей на модульной основе имеет ряд
преимуществ перед традиционным:
1. Модульный принцип позволяет строить педагогический процесс
на основе интеграции всех видов деятельности.
2. Педагогический процесс становится более экономичным, позволяет
за небольшой отрезок времени решать несколько дидактических целей и задач.
3. Наличие сюжета способствует реализации принципа
обучения в игре: играя, дети не замечают, что обучаются.
4. Тот же фактор придает деятельности детей определенную
значимость, поскольку знания становятся необходимыми в реальной жизни. Дети
четко видят конечную цель обучения, и это облегчает формирование у них
целеполагания.
5. Понимание значимости своей работы и удовлетворение от
качества ее конечного результата создает у детей положительный эмоциональный
настрой и желание выполнить действия лучшим способом.
6. Обучение на модульной основе способствует формированию
оптимальных взаимоотношений детей между собой и с педагогом. Это облегчает
переход от учебно-дисциплинарной к личностно-ориентированной модели обучения.
7. Отсутствие психологического давления на ребенка, его
положительные эмоции, повышение эффективности образовательного процесса
способствуют сохранению здоровья детей и создают основу для реализации любых
здоровьесберегающих технологий.
8. Использование модульного принципа создает условия для
реализации фасилитационного и холистического подходов к организации педагогического
процесса. Фасилитация (от англ, facilitate
— создавать благоприятные условия) подразумевает создание условий, наиболее
благоприятных для совместного с детьми достижения образовательных целей. Термин
«холистический» (от англ, whole
— цельный) означает подход к обучению, опирающийся на единую, целостную работу
обоих полушарий головного мозга. Такой подход широко используется в гуманистических
моделях обучения, основанных на понимании уникальности и своеобразия каждой
личности в качестве главной ценности.
9. Основной акцент смещается с сообщения знаний в готовом
виде на стимуляцию собственной познавательной активности.
10. Помощь детям в личностном развитии основывается на
теории мотивации американского психолога А. Маслоу, согласно которой каждой
личности присуще стремление к саморазвитию и самореализации при удовлетворении
разнообразных потребностей, выстроенных в определенной иерархической
последовательности (физиологические, безопасности, потребности в любви и
признании, в привязанностях, причастности к группе, интеллектуальные,
творческие и эстетические).
11. Модульный принцип организации педагогического процесса
позволяет реализовать пожелания многих специалистов об особенностях педагогической
работы с детьми первых семи лет жизни.
Внедрение модульного принципа в практику работы ДОУ —
дело не одного года. Модули могут стать структурной единицей целостного
педагогического процесса только в том случае, если будет разработано их большое
количество с разными дидактическими и воспитательными целями и задачами. Тогда
у педагогов появится возможность конструировать педагогический процесс на
основе оптимальной комбинации модулей разной направленности.
Комментариев нет:
Отправить комментарий