Тема: В мире книг


Цель:  Развивать интерес к книгам. Показать, какими разными бывают книги, познакомить детей с  историей их появления.
Итоговое мероприятие:  Создание мини — музея «Книжкин дом».

Виды и формы организации совместной взросло-детской партнерской деятельности
Содержание деятельности
Организация развивающей среды для самостоятельной деятельности детей
Взаимодействие с родителями/ социальными партнерами
Познавательно-исследовательская деятельность
Экскурсии в библиотеку, в типографию, в магазин «Книги»



Беседа «Книжкин дом»

Отгадывание загадок во время экскурсий и бесед.

 Чтение произведений о первых книгах, рукописях и о тех, кто их создавал.


Моделирование и
 решение проблемных ситуаций во время беседы «Как появилась книга»


Экспериментирование




Цикл познавательных интегрированных занятий:
«Какие бываю книги»,
«Художник — иллюстратор Т.Маврина»,
«Знакомство с творчеством писателя Ю.Коваля».
 Итог интегрированных занятий - продуктивная деятельность

Коммуникативная деятельность
Беседа «Как появилась книга».
Ситуативные разговоры
Составление рассказов о том, как появились книги.



Отгадывание загадок, обсуждение пословиц и поговорок.

Коллективное составление толкового словаря.

Игровая деятельность:
Сюжетные игры «Библиотека», «Магазин книги», «Музей», 



















Дидактические игры
«Прогулки по сказкам»,

«Что сначала, что потом»
«Кому что нужно для работы?»

Чтение художественной литературы
Игра «Интервью»


Чтение
Рассказывание

Беседа «Моя любимая книга»

Беседы «Дружба начинается с улыбки»
и «Правила гостеприимства»

Вечер сказок, загадок, игры -занятия , «Литературная гостиная» в «Русской избе»


«Отгадай сказку по предметам в волшебном сундучке»,
«Скажи, что не так»


Оформление выставок   авторских книг по юбилейным датам.
 Викторины по авторским книгам в книжном уголке.

Трудовая деятельность
Поручения
Ручной труд:
Игра — занятие «Книжкина больница»

Продуктивная      деятельность
Лепка
Аппликация
Рисование

«Приглашение для родителей»






Создание  и открытие в группе мини — музея книг и печатной продукции.
Устройство и организация библиотеки, магазина, типографии
Профессии: писатель, поэт,  художник — иллюстратор, редактор, библиотекарь, продавец, печатник, наборщик и др.
Обогащение словаря по теме.


Правила поведения в магазине, библиотеке, бережное отношение к книгам.



Первые книги были рукописными, их создавали летописцы.
Первопечатник Иван Федоров. А сейчас есть даже электронные книги (показ)

Что было бы, если бы исчезли все книги? (Из книг человек многое узнает)
Письмо палочками на глиняных дощечках и ручкой на бумаге. Рассматривание бересты, пергамента,
папируса.


Почему нужно беречь книги? (Бумага — материал непрочный, она мнется (дети сминают бумагу), рвется (рвут), сгорает (педагог показывает), размокает (дети опускают бумагу в   воду)

В создании книги принимают участие люди разных профессий: писатель, поэт пишет, а чтобы книга была красивой, над ней работают художники - иллюстраторы, переплетчики и др. Рисунки  помогают лучше понять содержание книги.
Т.Маврина иллюстрирует книги
Ю.Коваля.


Создание рукописной книги в совместной деятельности взрослого и ребенка.




Дать детям первые книговедческие знания: «Где обычно «живет» книга? Как она выглядит, что у нее есть? Всегда ли книги были такими?
Что использовали для письма в древности (камни, глину, бересту, бамбук, пальмовые листья, папирус, пергамент) Сейчас — бумагу.




Книги людям необходимы, они — источник всех знаний, поэтому народ сложил о книгах и чтении пословицы и поговорки

Словарь — книга, где дается объяснение многим словам.


Библиотекарь советует, выдает книги, читатель выбирает, «читает», сдает книгу обратно, может взять другую(абонемент, читальный зал, формуляр и др.)В библиотеке книги выдаются на время, бесплатно.
В магазине продавец предлагает книги, заказывает, покупатель спрашивает нужную книгу, выбирает, расплачивается, благодарит(в магазине книгу покупают за деньги).
В музее собраны вещи, которыми люди пользовались в далекие времена и пользуются сейчас (экспонаты). Сотрудники музея расставляют их, следят за их сохранностью, экскурсоводы проводят экскурсии и рассказывают о разных предметах. В кассе  музея кассир продает  билет на экскурсию, экспонаты не трогают руками. За это отвечают смотрители музея. Реставраторы чинят то, что плохо сохранилось.





Вспоминаем сказки, воспроизводим содержание по мнемотаблицам.
История создания книг

Профессии


Выявить читательские интересы детей
Обсудить оформление музея книги в группе.
Подбор и сменность книг, детских журналов, словесных игр.
Чтение книг, рассматривание иллюстраций, сравнение книг  по оформлению, по «возрасту» и др.
Предложить принести из дома свою любимую книгу и рассказать о ее содержании.

Рассмотреть с детьми книги в своей группе и определить, что можно предложить почитать детям младшей и средней групп, пригласить их в гости, подготовиться к встрече.

Рассматривание иллюстраций; сочинение загадок, сказок; пересказ с помощью мнемотаблиц, разыгрывание сказки с помощью разных видов театров.
Знакомство с писателями, художниками — иллюстраторами.


Знакомство с русским народным фольклором,  прививать интерес к истории своего народа.




Расставить книги и журналы в книжном уголке;  расставить  экспонаты в мини — музее; навести порядок в картотеке «Библиотеки» и др.



Просмотреть с детьми книги в группе, чтобы привести их в порядок.
Организовать мастерскую по ремонту книг.
Изготовление книжек — малышек и атрибутов для театральной деятельности.


Художестенно — продуктивная деятелность по сюжетам знакомых литературных произведений. Оформление книжного уголка детскими работами (рисунками, поделками, играми, рукописными книгами).
Оформление приглашений на родительское собрание «Воспитываем будущего читателя»
Изготовление приглашений на спектакли и драматизации:    «Как на ярмарке мы были», «Как олененок себе маму искал» ,«Спор овощей» 



 Обсудить с детьми расположение и оформление мини — музея, что в нем может быть, какие разделы и экспонаты могут в нем находиться. Собрать для мини — музея сохранившиеся в семьях старинные издания и современные книги: книжки — малютки, книжки — раскладушки, звучащие, музыкальные, электронные книги.
Познакомить с портретами  известных русских писателей.

Темы экскурсий в мини — музее:
«Старинные книги»,
«От гусиного пера до компьютера»,
«Книги о природе»
«Что за прелесть эти сказки!»
«Наш любимый Чуковский»,
« Детские журналы, календари и многое другое»
«Азбуки»
«Словари»
«Энциклопедии»
Центр познавательно — исследовательской деятельности:
- игрушки и пособия для экспериментов и опытов:  глиняные дощечки, береста, деревянные палочки, бумага, чернила, перо, ручки , карандаши и т.д











Центр театрализации:
- различные виды театров;
- костюмы и атрибуты для театрализации;





















Центр игры:
- атрибуты для сюжетно — ролевых игр
 « Библиотека», «Магазин книги», «Музей»:
- дидактические  настольные игры
«Разложи по порядку»,
«Путешествие по сказкам», «Собери картинку» и другие;










Центр книги:
- подбор литературы по авторам, жанрам, в соответствии с возрастом детей и их познавательным интересом (художественная и познавательная литература, альбомы и игры о появлении книг, о профессиях, связанных с книгой);
- пополнение книжного уголка любимыми книгами детей;














Центр искусства и творчества:
- оборудование для продуктивной деятельности детей (рисования, лепки, аппликации, ручного труда — ремонта книг, изготовления атрибутов для театрализации)





















Мини — музей «Книжкин дом» расположить в центрах
книги, искусства и творчества, экспонатыты
 разместить также,  на
дополнительных полках.

Встреча с сотрудниками типографии, библиотеки, магазина «Книги» перед их посещением детьми, знакомство с примерным планом экскурсии.

Познакомить родителей с примерным планом работы по проекту «В мире книг»  ( план — схема по реализации мини -проекта)




Подготовить приглашения на родительское собрание
( с детьми в продуктивной деятельности)

Родительское собрание «Воспитываем будущего читателя» (анкетирование родителей по вопросам семейного чтения, «круглый стол», , консультация «Что и как читать ребенку старшего дошкольного возраста».





Информационные стенды, папки — передвижки, ежедневные информационные листки  «Что мы сегодня читали, «Учите вместе с нами».

Привлечь родителей к организации  мини — музея книг и печатной продукции: принести в детский сад книги своего детства, книги авторов, особенно любимых в их семье,
современные книги и журналы.

Привлечь родителей к изготовлению атрибутов для театрализованной деятельности, создание домашних заготовок к театрализованным драматизациям.

Мастер — класс «Куклы — марионетки»

Привлечь родителей к
созданию копилки детского фольклора (потешки, прибаутки. колыбельные, считалки)

Участие родителей в экскурсиях в типографию, магазин, библиотеку






































Экскурсии в музей «Книжкин дом»

Комментариев нет:

Отправить комментарий