Тема: От зерна до каравая.


Цель:  Расширить представления детей о хлебе как об одном из основных продуктов питания человека, обобщить и систематизировать знания о процессе выращивания хлеба, о разнообразии хлебобулочных изделий, воспитывать бережное отношение к хлебу и уважение к труду тех, кто его создает.

Итоговое мероприятие:  Создание мини — музея хлеба в группе

Задачи:
Уточнение знаний о процессе приготовления хлеба как полезного и необходимого продукта для жизни человека.
Формировать представление о выращивании хлеба от зерна до колоса, путем посадки зерен в землю. Закрепление представлений о производстве хлеба в рамках образовательной деятельности.
 Формирование умений различать вкусовые качества хлебобулочных изделий и делиться полученными впечатлениями о вкусе хлеба.

Виды и формы организации совместной взросло-детской партнерской деятельности
Содержание деятельности
Организация развивающей среды для самостоятельной деятельности детей
Взаимодействие с родителями/ социальными партнерами

Коммуникативная деятельность
Беседа « Откуда хлеб пришел?».
Ситуативные разговоры
о том, как производят хлеб.
Отгадывание загадок
о хлебе и хлебобулочных изделиях во время экскурсий и наблюдений, бесед.

Познавательно-исследовательская деятельность
Экскурсии
в пекарню,
в булочную (киоск),
на кухню детского сада (наблюдения за работой повара при выпечке пирогов и ватрушек)

Наблюдения за поступлением хлеба в булочную (киоск)






Моделирование и
 решение проблемных ситуаций во время беседы «Как появился хлеб»

Экспериментирование
Выращивание  пшеницы и овса.





Приготовление теста и выпечка хлеба в электрической хлебопечке.








Выкладывание узоров из круп и макаронных изделий  



Конструирование из деталей конструктора и строительного материала «Хлебозавод», «Зернохранилище»,
«Техника»

Цикл познавательных интегрированных занятий:
«Новый каравай» по стихотворению
В. Приходько;
« О тех, кто хлеб растит».


Итог интегрированных занятий  - праздник «Русский пряник»
в «русской избе»



Создание альбома «Рецепты бабушек и мам»


Отгадывание загадок, обсуждение пословиц и поговорок.

Создание альбома пословиц , поговорок и загадок о хлебе.

Коллективное составление толкового словаря о хлебе.

 Чтение художественной литературы
Чтение произведений о хлебе, об истории его  появления, о тех, кто его выращивает: Я.Тайц «Все здесь» , С.Ремизов «Хлебный колос», русские народные сказки, произведения народов других стран..

Игровая деятельность:
Сюжетные игры  «Элеватор»,
 «Пекарня»»,
«Магазин продуктов», «Булочная»,
«Кондитерская»,
«Кафе» ,
«Пиццерия»,
«Музей»












Дидактические игры
«Найди и назови»
«Что сначала, что потом?»»,
«Четвертый лишний»
«Кому что нужно для работы?»

Трудовая деятельность
Поручения

Ручной труд:


Коллективный труд:
Приготовление соленого теста и изготовление из него различных хлебобулочных изделий.

Музыкально-художественная деятельность
Музыкальные сказки, импровизации
Музыкально-дидактические игры

Продуктивная       деятельность
Лепка
 Аппликация
Рисование
Художественный труд














































































































































































Создание в группе мини — музея хлеба











Знакомство  с сельскохозяйственным трудом, техникой, помогающей выращивать хлеб, Путь, который прошел хлеб, прежде чем попасть на стол.







Устройство и организация работы пекарни, магазина, кухни в детском саду.
Знакомство с процессом приготовления хлеба и других хлебобулочных изделий. (Фотографирование)
Профессии: хлебороб, агроном, селекционер, пекарь, кондитер, повар, продавец и др.
Обогащение словаря по теме.
Правила поведения в магазине, пекарне, на кухне. Бережное отношение к хлебу.

Хлеб пекут днем  и ночью, рано утром на специальных машинах  его развозят по булочным и продуктовым магазинам, а уже оттуда он поступает в детские сады, школы,
кафе и столовые, в дома к людям. В булочных и киосках продается не только хлеб, но много других изделий из муки (рассмотреть ассортимент) Хлеб покупают за деньги.

Что было бы, если бы не было хлеба?  
(Хлеб очень важен в питании человека, он содержит много полезных веществ и полезен для здоровья)

Зерновые культуры бывают разные
( рассматриваем зерна пшеницы, овса, ржи, соотносим их с колосом). Подготовка земли и посадка зерна.
Отметить в календаре появление всходов, рост. Какие условие нужны для прорастания семян и роста?

Из чего и как  делают хлеб? Показать этапы приготовления теста и выпечки хлеба (ингридиенты, их закладка, условия для выпечки, что значит «кислое тесто», от чего зависит вкус изделия и др.)
Пробуем готовый хлеб, какой он?
Почему нужно беречь хлеб? ( Хлеб вырастает из маленького зернышка, и чтобы он появился на наших столах, необходим труд очень многих людей)

Сравнение круп и макаронных изделий по размеру, форме и т. д., используя органы чувств. Развиваем мелкую моторику, пространственные представления.


Получение хлеба – это результат труда людей разных профессий. Если человек будет знать, сколько затрачено труда для того, чтобы пришел хлеб к нам на стол, то будет бережнее относиться к нему.


Знакомство с русскими народными традициями, связанными с хлебом.
Рассматривание  старинной утвари и рушников («Хозяйка русской избы»)
 Уважение к труду тех, кто выращивает и создает хлеб. На Руси хлеб и соль считались символом гостеприимства и подавались на красивом, вышитом рушнике.

На Руси существовала традиция - к Рождеству выпекать необычный пряник  - «козулю» и расписывать его. Дети сначала «расписывают пряник» на бумаге, Мастерица показывает роспись готового пряника, а после этого каждый ребенок  расписывает свое изделие, а затем угощаются.

Предложить принести из дома рецепты любимых в семье хлебобулочных изделий, блюд из муки, круп и макаронных изделий, рассказать о способе их приготовления.


Хлеб - большая ценность, на Руси всегда относились  с уважением к нему и к хлеборобам, поэтому народ сложил о хлебе  пословицы и поговорки. Вместе с детьми и родителями сделать альбом пословиц, поговорок и загадок о хлебе.


Словарь — книга, где дается объяснение многим словам.




Знакомство с художественной и познавательной литературой о хлебе, русским народным фольклором и фольклором других народов,  прививать интерес к истории своего народа
Машины  (водители) везут зерно на «Элеватор», «Зернохранилище», «Мукомольный завод», экспедитор сдает зерно, принимает .
Пекарь , кондитер замешивает тесто и выпекает хлеб и хлебобулочные изделия, продавец в «Магазине» или «Булочной» предлагает, рекламирует свой товар, принимает деньги, отбивает чек, покупатель покупает,, расплачиваясь за товар деньгами, благодарит.
Посетителям «Кафе» или «Пиццерии» официант предлагает меню, принимает и приносит заказ, посетитель делает заказ,  расплачивается деньгами, благодарит. В музее собраны вещи, которыми люди пользовались в далекие времена и пользуются сейчас (экспонаты). Сотрудники музея расставляют их, следят за их сохранностью, экскурсоводы проводят экскурсии и рассказывают о разных предметах. В кассе  музея кассир продает  билет на экскурсию, экспонаты не трогают руками. За это отвечают смотрители музея. Реставраторы чинят то, что плохо сохранилось.
Уточняем названия зерна и хлебобулочных изделий, систематизируем процесс их  получения, используя мнемотаблицы,  выбираем то, что не относится к хлебу.
Профессии, связанные с хлебом.
Разобрать крупы и макаронные изделия
 «Познавательно — исследовательском центре»

Оформление приглашений на
 спектакли для детей младшей и средней групп.

Как превратить муку в тесто? Из соленого теста можно делать различные поделки, они прочные, их можно раскрашивать и использовать в играх. Есть эти изделия нельзя.





Подготовить с детьми театрализацию сказок «Колобок» и «Колосок»,  пригласить в гости детей младшей и средней групп.
Рисование и аппликация колосков в нетрадиционной технике с преподавателем  изодеятельности;
коллаж «Что можно сделать из муки?»;
конструирование из бросового материала «Мельница»;
изготовление тряпичной куклы «Крупеничка»;
лепка из соленого теста  различных хлебобулочных изделий для  сюжетно — ролевых игр «Пекарня», «Магазин», «Булочная», «Кафе», «Пиццерия»;
  составление букетов из листьев и  колосков;
художественно — продуктивная деятельность по сюжетам знакомых литературных произведений(рисование, лепка); оформление центра искусства детскими работами (рисунками, поделками, играми);
создание альбомов «Все работы хороши»,
«От зерна — до каравая»,
Обсудить с детьми расположение и оформление мини — музея, что в нем может быть, какие разделы и экспонаты могут в нем находиться, правила поведения в музее.
Экспонаты музея:
зерно; колоски;
различные сорта муки;
различные виды круп;
хлеб;
баранки, сушки, пряники;
макаронные изделия;
рушники:
книги с рассказами о хлебе, пословицы, загадки;
плакаты и иллюстрации о хлебе
Темы экскурсий в мини — музее:
«Как появился хлеб»
«От зернышка — до каравая»
«Что облегчает труд хлебороба»
«Хлеб и традиции русского народа»
«Бывает ли «каша из топора»?»
Центр познавательно — исследовательской деятельности:
- игрушки и пособия для экспериментов и опытов: мука, крупы, макаронные изделия и др.;





Центр игры:
- атрибуты для сюжетно — ролевых игр
 « Зернохранилище», «Пекарня»,  «Магазин продуктов», «Кафе»  «Булочная», «Пиццерия», «Музей»;
- дидактические  настольные игры
«Разложи по порядку»,
«Путешествие колоска»,
 и другие;
- гербарий злаковых культур:
- образцы круп и зерновых культур;









Центр искусства и творчества:
- оборудование для продуктивной деятельности детей (рисования, лепки, аппликации, ручного труда, изготовления атрибутов для театрализации)



Центр театрализации:
- различные виды театров;
- костюмы и атрибуты для театрализации;











Центр книги:
- подбор литературы  о хлебе в соответствии с возрастом детей и их познавательным интересом (художественная и познавательная литература, литература народов мира, альбомы и игры,  книги о прфессиях, связанных с хлебом);
Оформмление в центре книги выствки произведений о хлебе, чтение , рассматривание иллюстраций.
Рассматривание репродукций И.Шишкина «Рожь»,А.Пластова «Ужин тракториста», И.Левитана «Золотая рожь», Т Яблонског «Хлеб»,
В.Алтухова «Хлеборобы».


































































































































































































































































Мини — музей хлеба
занимает часть групповой  комнаты, «Центры книги и искусства», экспонаты
 разместить также на
дополнительных полках.
Встреча с сотрудниками пекарни,  магазина, булочной (киоска), магазина «Кулинарии», кухни в детском саду перед их посещением детьми, знакомство с примерным планом экскурсии.


Участие родителей в экскурсиях.

Познакомить родителей с примерным планом работы по проекту « От зерна до каравая»   ( план — схема по реализации мини -проекта)

Информационные стенды, папки — передвижки, ежедневные информационные листки  «Что мы сегодня узнали о хлебе», «Учите (читайте) вместе с нами».







Участие родителей в экспериментах  
по приготовлению теста и выпечке хлеба.   Родители приносят в детский сад  хлебопечку и необходимые продукты.






















С помощью  родителей
Создать
 « копилку» устного народного творчества о хлебе (потешки, прибаутки. пословицы, загадки, считалки).



При  участии родителей создать альбом «Рецепты наших мам и бабушек»

















































































Привлечь родителей к изготовлению атрибутов для театрализованной деятельности, создание домашних заготовок к театрализованным драматизациям.


























































































































































Привлечь родителей к организации  мини — музея хлеба :
-принести в детский сад книги и иллюстрации о хлебе, энциклопедии и журналы;
 - предметы старины, используемые ранее для выращивания и приготовления хлеба (серп, рушники и др.)
- материалы для экспозиции музея «Злаки  и зерновые культуры»


Комментариев нет:

Отправить комментарий