С
самого рождения ребёнок является первооткрывателем, исследователем того мира,
который его окружает. Для него всё впервые: солнце и дождь, страх и радость.
Самостоятельно ребёнок не может найти ответ на все интересующие его вопросы –
ему помогают педагоги.
Особую важность эта
проблема приобретает в настоящее время, когда нравственное и коммуникативное
развитие детей вызывает серьёзную тревогу. Действительно, всё чаще взрослые
стали сталкиваться с нарушениями в сфере общения, а также с недостаточным
развитием нравственно-эмоциональной сферы детей. Это обусловлено чрезмерной “интеллектуализацией”
воспитания, «технологизацией» нашей жизни. Ни для кого не секрет, что лучший
друг для современного ребёнка – это телевизор или компьютер, а любимое занятие
– просмотр мультиков или компьютерные игры. Дети стали меньше общаться не
только со взрослыми, но и друг с другом. А ведь живое человеческое общение
существенно обогащает жизнь детей, раскрашивает яркими красками сферу их
ощущений.
Очень часто наблюдение за
ребенком показывает наличие определенных нарушений в общении – уход от
контактов со сверстниками, конфликты, драки, нежелание считаться с мнением или
желанием другого, жалобы педагогу. Это происходит не потому, что дети не знают
правил поведения, а потому, что даже старшему дошкольнику трудно “влезть в
шкуру” обидчика и почувствовать, что испытывает другой.
Цель развития коммуникативных навыков – это развитие
коммуникативной компетентности, направленности на сверстника, расширение и
обогащение опыта совместной деятельности и форм общения со сверстниками.
Коммуникативные способности
ребенка развиваются при общении с родителями, воспитателями и сверстниками.
Общение – это важный фактор превращения ребенка в успешного человека.
Каким ребенок станет в
будущем, когда вырастет, зависит от семьи.
Детская психология выделяет
несколько широко распространенных ситуаций воспитания, приводящих к коммуникативным
проблемам:
Звездный ребенок – любой поступок этого
ребенка вызывает восхищение всех членов семьи, которые мгновенно выполняют
каждую прихоть любимого чада. Такие дети вырастают капризными, изнеженными и
остро воспринимают отсутствие поклонения со стороны других людей.
Паинька детка – в этом случае родители
ожидают от ребенка в первую очередь соблюдение внешних приличий и мало
интересуются внутренней жизнью малыша. Таким образом, с самого раннего возраста
нормой поведение становится лицемерие.
Трудный ребенок – он создает хлопоты, за
что и получает бесконечные наказания, которые деформируют неокрепшую психику.
Золушка – этот ребенок старается
угодить, но поощрение получают другие дети или взрослые. В итоге ребенок
вырастает неуверенным и завистливым.
Немаловажным фактором,
влияющим на развитие коммуникативных способностей ребенка является
психофизиологические и наследственные заболевания. Если у родителей есть
подозрения о наличии у ребенка каких-либо проблем в общении или поведении, то
необходимо обратиться к специалисту.
Только детский психолог
способен установить причину коммуникативных проблем и найти пути и способы их
преодоления.
Рекомендации родителям по коммуникативному развитию дошкольников
1)
Способствовать созданию атмосферы доверия, понимания, уважения в семье, путём
создания ситуации доверительного, откровенного общения с ребенком и между
собой;
2)
Стараться быть для ребенка примером позитивного (конструктивного) общения:
адекватно реагировать на различные ситуации, правильно проявлять своё отношение
к чему-либо и к кому-либо, эмоционально откликаться на ситуацию, показывать
верные подходы к решению проблем различного рода, показывать способы разрешения
конфликтов; следить за своими жестами, выражениями, мимикой, пантомимикой,
уметь слушать и слышать и т.д.;
3)
Активизировать детей к знакомству и взаимодействию со сверстниками, учить
дружить, ценить своих друзей, проявлять инициативу в различных видах
деятельности;
4)
Развивать у ребенка организаторские способности (в 1-ю очередь, в игровой
деятельности);
5)
Уметь организовывать свободное время и совместный с детьми досуг (семейные и
другие праздники, походы, прогулки, посещение театров, музеев, выставок,
концертов, фестивалей, клубов детского творчества, кружков, секций); найти
общие семейные интересы и увлечения (коллекционирование, спорт, творчество);
6)
Учить детей занимать разные позиции в общении (позицию лидера, подчиненного,
заинтересованного, организатора, инициатора, наблюдателя);
7)
Развивать у детей мимику, выразительность движений, выразительность речи (через
игры «Изобрази слово», «Изобрази настроение» и т.п., выразительное чтение
сказок, стихотворений и рассказов детям, использование и разучивание поговорок,
чистоговорок, скороговорок, расширять и активизировать словарный запас детей);
8)
Развивать волевые качества характера у детей (терпение, умение выслушать до
конца, целеустремленность, умение закончить начатое) через игры, поручения;
9)
Способствовать формированию адекватной самооценки ребенка (не унижать, ругать
только за поступок, не сравнивать с другими детьми, замечать положительные
изменения в поведении ребенка, одобрять его начинания, хвалить за какие-либо
достижения, за старание);
10)
Быть ребенку другом (делиться с ним своими проблемами и неудачами, радоваться
своими и его успехами вместе);
11)
Учить ребенка отстаивать своё мнение и уважать мнение других;
12)
Учить детей правилам этикета (говорить «волшебные» слова, соблюдать правила
поведения за столом, на улице), правилам поведения со взрослыми.
Эффективности
проводимых мероприятий по развитию навыков общения у дошкольников способствует
создание атмосферы сотрудничества и партнерства. Целенаправленные
педагогические приёмы позволяют развивать у детей коммуникативные, речевые
умения, культуру общения, познавательные интересы, творческую активность,
воображение, открытость, доброжелательность.
Формирование
коммуникативных качеств — важное условие нормального психологического развития
ребенка. От того, как сложатся отношения ребенка в первом в его жизни
коллективе, то есть группе детского сада, во многом зависит дальнейшее
социальное и личностное развитие, а значит и его дальнейшая судьба.
Комментариев нет:
Отправить комментарий