Познавательное путешествие «Город - Пяти Чувств»


Конспект исследовательско - познавательного
путешествия в «Город Пяти Чувств»
  подготовительной группе)

Интеграция образовательных областей: «Познавательное развитие», «Социально-коммуникативное развитие», «Речевое развитие»
Задачи:
·                     продолжать формировать элементарные представления о роли органов чувств: глаза, уши, нос в жизни человека;
·                     работать над совершенствованием навыков постановки опытов и экспериментирования;
·                     продолжать формировать способность анализировать результаты наблюдений и экспериментов, опираясь на данные, полученные с помощью сенсорного восприятия;
·                     развивать быстроту мышления, творческое воображение;
·                     продолжить формирование интереса к познанию своего тела;
·                     воспитывать бережное и заботливое отношение к своему организму.
·                     активизировать словарь по теме «Человек», развивать фонематический слух, навыки диалогической речи.
Предварительная работа:
·                     беседы об органах чувств у животных и человека;
·                     продуктивная деятельность «Рисуем запахи»;
·                     чтение художественной литературы: “Мойдодыр”, “Доктор Айболит” К.И. Чуковского, “Неболейка” И.Семеновой;
·                     сюжетно-ролевые игры “Больница”, “Кабинет окулиста”.
Материал и оборудование:
·                     5 лент различных цветов
·                     мантия, компас с цветными секторами, шаблоны безликих человечков на каждого ребенка, цветные карандаши;
·                     бумага, книга, ножницы, линейка, мяч, монета, 2 стакана с сахарным песком, 2 стакана с водой;
·                     шарф для завязывания глаз, картинки со зрительными иллюзиями;
·                     поднос с ароматизированными предметами, салфетка;
·                     “чудесный мешочек”, набор мелких предметов, 3 миски с водой разной температуры;
·                     4 стакана с водой разной на вкус, 2 соломинки.
Ход путешествия:
Организационный момент:
Воспитатель: Дети, вы помните, что  мы нашли сегодня утром в группе? (Правильно, странное послание от Чувствуса  Органикуса - главы Города - Пяти Чувств. Что в нем было? (Ответы детей)
(Текст заколдованного письма: «Город  заколдовала злая волшебница, и теперь он стал тихим и безрадостным,  его жители  утратили способность слышать, видеть, осязать, чувствовать запах и вкус. Помогите!»)
Что же делать? Видимо, жители города ждут чьей – то помощи, самим им не справиться,
 раз они просят о ней! ( Дети предлагают, что можно сделать)
Основная часть:
Воспитатель: Давайте отправимся туда и поможем жителям этого странного города. Тем более, что  Чувствус Органикус  написал в своем послании, что он оставил для тех, кто захочет им помочь, свою волшебную мантию. С ее помощью можно перенестись в Город - Пяти Чувств. А также  волшебный компас, который поможет не сбиться с пути.
Вы готовы помогать? Тогда в путь!
( Играет таинственная музыка, дети вместе с воспитателем накрываются мантией)
В:  Ребята, посмотрите, мы оказались на Центральной площади Города Пяти Чувств! Но, какое же, здесь все унылое и грустное! Посмотрите, какие безликие жители, поможем им, оживим город? (ответы детей)
В любом городе есть улицы. Кто догадается, сколько улиц в этом городе? (ответы) Почему вы так решили?
Как же нам узнать, куда идти? (Ответ детей) И правда, компас показывает нам, что мы должны пойти по дорожке синего цвета.
Мы с вами оказались на одной из улиц. Смотрите, конверт. (Воспитатель открывает конверт и читает загадку,):
Слышу голос, слышу смех,
Слышу маму, слышу всех!
Слышу, как поют подружки,
Помогают слышать…. (ушки)
Для чего нам нужны уши? (ответы детей)
Итак, мы с вами на улице Слуха и здесь живут Ушанчики.Но после того как волшебница заколдовала их, они не могут слышать разные звуки. Ребята, а вы умеете слушать? (Ответ детей)
В: Тогда мы с вами проведем один эксперимент. Сейчас вы повернетесь ко мне спиной, я буду издавать разные звуки, а вам предстоит их услышать и назвать.
(Испытание «Отгадай звук»)
Действия и правила:
Участники эксперимента стоят спиной к ведущему. Ведущий берет в руки разные предметы и выполняет определенные действия:
- бросает на пол линейку, мяч, монетку,
- бьет предметом о предмет;
- перелистывает книгу;
- мнет, рвет бумагу;
- стучит ногами, хлопает в ладоши;
 - режет ножницами бумагу;
- пересыпает из стакана в стакан сахар, переливает воду и др.
Дети отгадывают действие и производимый звук, поднимают руку и называют  его, не поворачиваясь.
В: Молодцы, вы действительно умеете слушать, а как вы думаете, почему мы слышим звуки (ответы детей)
Проверим наши предположения с помощью одного устройства «спичечный телефон». Какие можно сделать выводы? (ответы детей)
В: Ну вы настоящие «ушанчики», все слышите. Наши жители тоже услышали эти звуки и очень благодарны вам за помощь.
В: Ребята, подойдите к столам, где лежат заготовки, и каждый своему жителю нарисуйте тот орган чувств, который мы сейчас расколдовали (дети рисуют уши)
В: Ну что, идем дальше. Куда показывает волшебный компас? На дорожку зеленого цвета (находят конверт с загадкой, читают и отгадывают)
На ночь два окошка
Сами закрываются,
А с восходом солнца
Снова открываются (глаза)
Мы попали на улицу Зрения и здесь живут Мигуны. Вы помните, что с ними случилось? (ответы детей). А вы внимательно рассматриваете все, что вас окружает? (ответы)
В:Как называют человека, который не видит? (ответы детей)
В: Давайте с вами проведем эксперимент и узнаем, как трудно человеку, когда он не видит. Мне нужен один смелый ребенок.
(дети встают в рассыпную на ковре, ребенку показывают, какое расстояние ему нужно пройти с завязанными глазами и постараться не наткнуться на других детей)
В:Теперь сними шарф и скажи: зачем человеку глаза? (Ответ ребенка; его дополняют другие дети.)
Вот видите как это не просто когда не видишь, ведь с помощью глаз мы получаем информацию об окружающем мире, о размерах, цвете, расстоянии. Но иногда наши глаза могут обмануть  нас. Так возникает оптический обман или обман зрения. Предлагаю внимательно посмотреть на картинки:
Видите ли вы серые пятна на пересечении белых линий? (Ответы детей)
Посмотрите на эти два цветка.
Отличаются ли сердцевины цветков? (Ответы детей)
Как вы думаете, эти отрезки равны друг другу? (Ответы детей)
В: После наших испытаний дадим глазам отдохнуть.
(Гимнастика для глаз)
Раз – налево, два – направо,
Три – наверх, четыре – вниз.
А теперь по кругу смотрим,
Чтобы лучше видеть мир.
Взгляд направим ближе, дальше,
Тренируем мышцу глаз.
Видеть  будем еще  лучше,
Убедитесь вы сейчас.
Друг вы к другу повернитесь,
И соседу улыбнитесь!
Теперь немного поморгайте,
Поочередно каждым глазом помигайте.
Глаза закройте,
Просто отдыхайте.
В: Мигуны очень благодарят вас за помощь, они снова все видят. Подойдите каждый к своему жителю и нарисуйте тот орган чувств, который мы расколдовали. (Рисуют глаза)
В: Идем дальше. Компас указывает на дорожку желтого цвета (находят конверт с загадкой):
Вот гора, а в горе – две глубокие норы.
В этих норах воздух бродит:
То заходит, то выходит. (Нос)
В: для чего человеку нужен нос? (ответы детей)
Это улица Обоняния,  на ней живут Носатики.  Их лишили удовольствия чувствовать и различать запахи. А ваши носы хорошо чувствуют? Сейчас проверим.
(Испытание «Отгадай по запаху»)
Действия и правила:
Участникам завязывают глаза и подносят к носу ароматизированные предметы (фрукты, овощи) Сначала предлагается понюхать апельсин, лимон, банан, мыло, зубную пасту, огурец свежий, огурец соленый. А потом задача усложняется – дают понюхать специи: гвоздику, корицу  и т.д.
В: Молодцы, вы справились с таким сложным заданием.
Мы с вами рисовали запахи, давайте украсим рисунками  ворота  на Центральной площади  (в это время зажигается аромалампа с запахом мандарина)
В: Ребята, а вы ничего не чувствуете? (ответы детей) Вот и жители улицы почувствовали этот приятный запах и говорят вам спасибо.
Подойдите к столам и нарисуйте тот орган чувств, который мы расколдовали. (Рисуют нос)
В: А нам пора отправляться дальше. Компас показывает на дорогу оранжевого цвета, но по этой дороге нужно идти, взявшись за руки (берутся за руки)
Мы не зря шли сюда, держась за руки, эта улица Осязания, и на ней живут острые, тупые, гладкие, шероховатые, твердые, мягкие, теплые и холодные жильцы. А мы с вами можем определить  предметы на ощупь? Давайте проверим. У нас есть чудесный мешочек, и вы должны, не доставая предмета, угадать какой он на ощупь.
(Игра «Чудесный мешочек»)
Игровые действия и правила:
Участники, не глядя, ощупывают предметы, находящиеся в «чудесном мешочке» и описывают их.
В: Вы замечательно справились с заданием! А теперь покажите мне свои руки, жарко, холодно, жжение или озноб: миллионы маленьких рецепторов, спрятанных в нашей коже, передают информацию в мозг  и благодаря этой особенности кожи у нас больше возможностей для познания мира.
В:  Давайте проведем один эксперимент
(«Тепло или холодно?»)
Нам понадобятся:
3 миски с водой:
1-я – с горячей водой
2-я – теплая
3-я – холодная вода из под крана
1. Наполни миски разной водой: горячей, теплой и холодной.
2. Попроси  ребенка окунуть одну  руку в миску с холодной водой, а другую – с горячей на 2 мин.
3. Через несколько минут пусть ребенок погрузит  руки  в миску с теплой водой.
В: Горячей или холодной кажется вам вода? Почему есть разница в ощущениях рук?
Что вы чувствовали? (Ответы детей)
Подойдите к столам и обведите свои ладошки (обводят ладошки)
В: У нас осталась последняя улица.  Какого она цвета?(ответы  детей)
И здесь для нас загадка:
Этот орган людям нужен,
Чтобы есть обед и ужин:
Кашку, суп, бананы, груши..
Чтоб полезное вам кушать!
Если очень расшалиться,
Можно им и подразниться!                                                                                (Язык)
В: Ребята, мы оказались на улице Вкуса, здесь живут Жевуны, они так расстроены, что перестали чувствовать вкус. Все живые организмы питаются, поэтому всем необходимо различать вкусное и невкусное, полезное и вредное. С помощью языка мы различаем вкус пищи. Какой бывает вкус? (Ответы детей). Скажите, что нельзя пробовать на вкус? (ответы детей).
В: Давайте проведем эксперимент, мне нужны два смельчака. Мы завяжем вам глаза, а вы попробуете определить  вкус.
(Испытание «Что за вкус»)
 Нам понадобиться:
4 маленьких стаканчика
сахар, соль, кофе и сок лимона
2 соломинки
1.  Наполни стаканчики сладкой, соленой и кислой водой, кофе.
2. Разрежь соломинки на 2 части, чтобы получились 4 трубочки для дегустации. Нужно окунуть в каждый стаканчик по соломинке. Затем заткнуть соломинку сверху указательным пальцем.
3. Аккуратно капаем по капле жидкости на язык. Спрашиваем ребенка, какой ему кажется жидкость на вкус?
В: Молодцы ребята, Жевуны остались вами довольны. А вы рады что смогли помочь жителям Города Пяти чувств? (ответы детей) Подойдите к столам. Что осталось нам нарисовать? (ответы детей) Но мы с вами не просто нарисуем рот, а измерим вашу радость, улыбку, что для этого нам понадобиться, чем можно измерять длину?(ответы детей), вам нужно поделиться на пары и,  работая вдвоем замерить друг у друга улыбку, а затем перенести все это на ваши работы (дети измеряют длину улыбки друг у друга и отмечают получившиеся отрезки на заготовке)
В: Покажите, что у вас получилось. А получились у нас радостные, веселые человечки, жители страны Пяти Чувств. Посмотрите на Центральную площадь.  Какая она теперь? (ответы детей)
В:Очень жаль, но нам пора возвращаться обратно в детский сад (накрываются мантией, звучит волшебная музыка)
Заключительная часть:
В: Ребята, расскажите, где мы сегодня побывали? (ответы детей) Что нового вы узнали сегодня? (ответы детей) Что вам понравилось больше всего? (ответы детей) Вы здорово потрудились! Спасибо вам!
Ой, посмотрите сюда, что же это (стоит сундучок, воспитатель открывает его в нем письмо со словами благодарности от Органикуса и конфеты в виде сердечка)
« Дорогие, ребята! Спасибо вам за помощь. Вы смогли снять заклятие с жителей Города - Пяти чувств. А помогали вам в этом ваши пять помощников.
Ест пять помощников на службе у тебя,
Не замечая, их используешь, шутя:
Глаза тебе даны, чтоб видеть,
А уши служат, чтобы слышать.
Язык во рту, чтоб вкус понять,
А носик – запах различать,
Руки – чтобы ласкать, трудиться,
Воды из кружечки напиться.
И ни к чему твоя тревога,
Они всегда тебе помогут.
Желаю вам всегда бережно относиться к вашим органам чувств, оберегать их, потому что без них человеку очень трудно.
А жители города дарят вам в знак благодарности частичку своего сердца».


Литература:
1. Дыбина О.В., Рахманова Н.П., Щетинина В.В. Неизведанное рядом: Опыты и эксперименты для дошкольников. – М.: ТЦ Сфера, 2010.
2. Иванова А.И. Естественно-научные наблюдения и эксперименты в детском саду.
3. Козлова С.А. Парциальная программа “Я – человек”.
4. Занимательные эксперименты и опыты / [Ф. Ола и др.]. – М.: Айрис-пресс, 2012. 

Комментариев нет:

Отправить комментарий